Осколочный артхауз от Алисы Хазановой

Рецензия-размышление на фильм «Осколки», режиссер — Алиса Хазанова

В последнее время я засиделась дома — почему-то никуда не ходила, ничего не хотела и ничего не делала. Режим «работа-дом» затягивает, как болото, стоит только дать слабину. И вот — уже на этой неделе второй незапланированный поход в кинотеатр. На этот раз — «Осколки» Алисы Хазановой, ее дебютная режиссерская работа.

Мужчина и Женщина

К просмотру я подготовилась — почитала рецензии, отзывы зрителей, посмотрела трейлер, впечатлилась и…разочаровалась. Даже нет, не так. Какое-то странное чувство осталось после просмотра — непонятное, гнетущее, скомканное и пустое.

«Осколки» — это тот фильм, когда трейлер лучше. Эля, моя подруга, большой любитель кино и театра, сказала: «А что ты хотела? Это же артхаус, когда все непонятно!». Но ведь артхаус не значит, что все должно быть непонятно. Это другое.

Цитирую Википедию: «Артхаус (англ. Art house, «дом искусств») — кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию, демонстрирующиеся, как правило, в специализированных (артхаусных) кинотеатрах. К категории артхауса относят фестивальное немейнстримовое кино, жанровые картины, расширяющие представления о жанре, работы классиков мирового кинематографа (авторское кино), кино этнических и сексуальных меньшинств, а также так называемое интеллектуальное кино».

С этой точки зрения, «Осколки», пожалуй, можно отнести к артхаусу. Оно снято именно с прицелом на фестивали, причем иностранные — иностранные актеры (кроме самой Алисы Хазановой), английский язык, русские субтитры. Впрочем, я не удивлюсь, если его покажут на нашем фестивале «Восемь женщин», если не в основной программе, то в какой-нибудь другой почти наверняка.

Муж

Сюжет

Трудно говорить о сюжете в «Осколках».

Молодая женщина (Алиса Хазанова) проживает день за днем в гостинице, в которой она остановилась вместе с Мужем (Крис Битем), приехавшим в город N на важные переговоры. Каждый вечер они ведут один и тот же диалог в ресторане. Он обвиняет ее в том, что она прокурила машину, что она опять не напомнила ему о важном звонке и что ее лицо — холодная, бесстрастная маска. Потом он уходит и к ней за столик подсаживается Мужчина (Ноа Хантли), уверяющий, что они раньше были вместе. Она же говорит, что тот ошибся и уходит.

Обрывки фраз из гардероба после просмотра фильма в Доме Кино.:

  • « – А о чем фильм-то был?
    – Не знаю, я не понял, фигня какая-то».
  • «Я даже не знаю, что говорить, когда меня спросят, как фильм»
  • «Ни о чем!»

Вроде бы и ни о чем. С другой стороны, возникает мысль о двух реальностях, которые идут параллельно друг с другом. В одной Женщина несчастлива с Мужем, в другой — счастлива с Мужчиной. Эти реальности больше похожи на вспышки воспоминаний или на мысли о том, что было бы, если бы Женщина выбрала другой путь, какой была бы ее жизнь тогда, была бы она счастлива.

Женщина

Композиция

Фильм напомнил мне кольцевое рондо. Однажды я играла Rondo A Capriccio Бетховена, так вот на протяжении всего произведения рефреном повторялась одна и та же тема в разных мелодических обработках. Так и должно быть в рондо.

В фильме рефрен — диалог Мужа с Женщиной. Сначала они проговаривают его только вдвоем в пустом ресторане. Второй раз — вокруг них уже посетители. Третий раз — кульминация — когда они сидят в большой компании друзей/коллег. Напряжение нарастает, личное выходит наружу, окружающие смущенно переглядываются и спешат сменить тему разговора.

Условное начало и финал картины — речь бармена, рассказывающего историю о двух блондинках, которые подрались прямо в баре. Только сначала историю слушает герой Ноа Хантли (Мужчина), в конце — Криса Битема (Муж). При этом бармен меняется.

Был эпизод в фильме, когда первый бармен (Роб Кэмпбелл) говорил с проходящим персонажем. Он сказал, что в этой реальности бармен он, а в иной им может стать его собеседник — выбор лишь за ним. И Мужу историю о блондинках пересказывает уже второй бармен. Наверное, Алиса Хазанова вложила в это свой умысел, но я никак не могу понять, какой именно. Может быть, что каждый из нас выбирает свою дорогу и только он решает, как ему прожить жизнь. Не знаю.

Показалось?

История о блондинках из уст двух барменов натолкнула на сюрреалистическую мысль. А что если здесь не только две параллельные реальности, но и прошлое с будущим, которые тоже протекают одновременно?

Первый бармен рассказывает историю в прошедшем времени Мужчине. И уже во втором диалоге Женщины и Мужа мы мельком видим двух блондинок — они проходят мимо героев и садятся за соседний столик. Когда идет третий диалог — они дерутся друг с другом, становясь фоном всего происходящего. Потом картина переворачивается с ног на голову, и второй бармен рассказывает эту же историю Мужу и тоже в прошедшем времени.

Странная мысль, но мне нравится. Интересно, думала ли Алиса Хазанова об этом, когда снимала «Осколки»?

Съемочный процесс

Персонажи

Герои фильма обезличены — Женщина, Муж и Мужчина. У всех в картине есть имена, кроме этих троих. Это сделано намерено — на месте каждого из них может оказаться каждый из нас. Но лично мне было трудно соотнести себя с героиней. Я честно пыталась — не получилось.

Когда смотришь «Осколки» не хочется никому сопереживать, никого из персонажей не хочется понимать. Единственный момент, который всколыхнул что-то внутри — это рассказ Женщины о ее сестре. Когда они были маленькими (9 и 10 лет), то влюбились в одного мальчика (12 лет) и никак не могли понять, кто из них нравится ему больше. Однажды, после игр, они обе прибежали домой умыться. Женщина, тогда девочка, знала, что в одном кране течет холодная вода, а в другом слишком горячая. Ее сестра — нет. И когда она подставила лицо под кран с кипятком, Женщина не остановила ее, просто стояла и смотрела. В этой истории — жизнь.

И это единственное, что мы, зрители, знаем о героине. Ни кто она, ни что она делает рядом со своим Мужем, ни чем она живет, ни что она любит.

О Муже и Мужчине вообще ничего не известно. Это пустые образы, на место которых теоретически можно подставить себя, свои мысли и чувства. Поэтому им нельзя сопереживать. Они не люди — они просто штрихи, зарисовки.

Эпилог

Фильм идет всего лишь 74 минуты — это мало, но кажется, что он тянется бесконечно долго. Он густой и вязкий, как смола. Все время хочется уйти, но он не отпускает — ты все ждешь, что вот сейчас что-то случится, что-то произойдет и пойдет развитие. Ждешь-ждешь, а он вдруг — бах! — и заканчивается, оставляя в недоумении. Дома «Осколки» не досмотришь до конца — действительно артхаус для специализированных кинотеатров.

Но на каждого режиссера найдется свой зритель, каким бы он ни был, и Алиса Хазанова не останется без поклонников.

 

Комментарии:

Добавить комментарий