Страсти по Фрейду — взгляд изнутри

Обзор на выставку “Страсти по Фрейду” в ARTPLAY

Современное искусство — бессмысленное и беспощадное. Это определение вполне применимо к новой выставке в ARTPLAY «Страсти по Фрейду», которая открылась 10 февраля.

Знаете, как бывает, что чего-то хочется, что мысли об этом не отпускают вас в течение дня? 10 февраля я хотела «Морскую» пиццу из пиццерии «Алло, пицца!». Так сильно, что аж слюни выделялись, как только я вспоминала вкус треугольных горячих кусочков. Но худеющим нельзя, и я, чтобы не поддаться искушению, предпочла пищу духовную.

Встретившись с подругой у метро «Курская», мы отправились на выставку «Страсти по Фрейду».

Модные билетики

Многообещающее название и столь же интригующая аннотация: «Что сказал бы Зигмунд Фрейд, если бы Караваджо, Климт, Шиле, Тициан, Рембрандт, Рубенс и Гойя были его пациентами?

10 февраля 2018 года в ARTPLAY откроется новая мультимедийная выставка «Страсти по Фрейду», которая перенесет зрителя на «темную сторону» знаменитых художников. Посетители выставки увидят соблазнительную невинность и хладнокровное насилие, ужас рождения и радость смерти, тело как объект восхищения и желания и блуждания человеческого сознания вне тела. Безумная смесь современной музыки и классических полотен, которая поможет каждому открыть собственные бессознательные желания».

Начало начал

Боже мой, как красиво написано! А после просмотра мини-трейлера к выставке на сайте официальном сайте под чарующий трек Soap&Skin The Sun — я просто не могла туда не пойти. Я должна была увидеть это своими глазами, хотя и сомнительно отношусь к Фрейду, считая его извращенцем.

То, что я увидела — это… мне было ужасно стыдно, что я притащила Аню в это место. Я несколько раз извинялась перед ней, на что она философски отвечала: «Забей, всякое бывает!».

Путешествие по семи абстракциям

Пространство выставки поделено на семь небольших комнат, каждая из которых посвящена разным темам-новеллам: интро, невинность, любовь, насилие, плоть, смерть и сон.

На стенах развесили желтые таблички с цитатами Зигмунда Фрейда и глубокомысленными размышлениями об абстрактных понятиях.

Невинность
Любовь
Насилие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На одной табличке мне бросилась в глаза ошибка – слово «конечно» прямо кричит: «Черт возьми, выделите меня запятыми!». И это, на самом деле, печально. Я понимаю, все мы люди, и мы ошибаемся, и все-таки… Может быть, это я ошибаюсь? Если да — напишите мне!

Смерть

Также на выставке можно увидеть фотографии, «рефлексирующие на тему телесности с участием моделей» агентства Lumpen и несколько странных видео, снятых ими же.

В двух залах в специальных наушниках транслируются стихи современных поэтов, которые читают сами авторы — Александр Дельфинов, Вера Павлова, Евгений Горон, Крис Авер, Ли Гевара и другие. Я в который раз убедилась, что далека от поэзии и, тем более, ничего не понимаю в нынешних авторах. Ну, не трогают они меня. Я честно прослушала всех, но осталась равнодушна.

Из современных поэтов я, пожалуй, могу назвать двоих людей, чьи стихи мне нравится читать — это Николай Васильев и Дана Курская. Я слежу за их творчеством и искренне радуюсь их успехам. Возможно, мне стоит помониторить вопрос современной поэзии глубже, может быть, я начну что-то понимать. Но не уверена.

Пространство, отведенное стихам на выставке, мне понравилось. Стикеры в виде многоквартирных высоток с окнами, открывающими жизнь и похоть обитателей квартир, выглядывающий из-за штор Фрейд, двигающиеся картинки с игривыми женщинами — это интересно.

Фрейд наблюдает за тобой и твоими желаниями
Высотка с секретами
Соблазняющие женщины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Живые картины

В самом большом зале ARTPLAY проходит главное действо. Как обычно, на огромных экранах под музыку выплывают раздробленные шедевры художников, переосмысленные на современный лад — Боттичелли, Климт, Караваджо и другие. На этот раз они переплетаются с фотографиями и видео Lumpen. Экраны расположены со всех сторон и создается ощущение, что ты сидишь внутри двигающихся картин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тут осталось двоякое впечатление — это красиво, но уже обычно. А еще хочется сидеть не на жестких пуфиках, а лежать, утопая в мягкости, и чтобы изображения опускались на тебя прямо с потолка. Тогда было бы полное погружение, как мне кажется. Может быть, и ощущение от выставки осталось бы совсем другое.

По экранам на тебя плывут женские тела — большие и рыхлые, а ведь когда-то это было эталоном красоты. Они давят на тебя своей плотью, наползая со всех сторон и ты думаешь о том, как менялись представления о женской красоте и что сегодня, при тотальном стремлении к идеальным и подтянутым спортивным телам, смотреть на это неприятно. И вдруг я слышу шепот Ани:

— Саша, посмотри какие они…

— Я тоже об этом думаю. А ведь раньше это было совершенством.

— А самое главное, что им даже усилий к этому прилагать никаких не надо было — просто жрать все подряд и ты само совершенство.

— Ну, почему же? Усилия прикладывать надо было, ведь еду еще нужно было найти.

Я это к чему? К тому, что, когда я смотрю подлинники картин в классическом обрамлении, таких мыслей у меня не возникает. Там я просто смотрю и любуюсь. А тут, в темном зале, с акцентом на телесность и тайные желания, чего только в голову не придет, и классичность обретает нелицеприятный оттенок. В общем, не мой формат выставки — вряд ли я еще пойду на популярные нынче движущиеся картины. Сколько раз была и все время — сплошное разочарование.

Я обратила внимание, что большинство посетителей выставки — пары. Они бродили по залам, держась за руки, а потом сидели в мультимедийном зале и целовались под плавающие картины. Что ж, если хочется ни о чем не думать и уединиться среди толпы — ARTPLAY вполне себе подходящее место с нужной выставкой.  

В мультимедийном зале зачитывались отрывки из разных произведений Игоря Яркевича, которого критики называют «самым страшным и скандальным писателем» в современной литературе. Стыдно признаться, но до выставки «Страсти по Фрейду», я о нем не слышала. И теперь его книга — №1 в списке тех, которые я хочу прочитать в ближайшее время. Отрывки показались мне довольно занятными и местами забавными.

Подводя итог, могу сказать, что выставка, призванная «открыть собственные бессознательные желания», лично у меня вызвала лишь одно желание и вполне себе сознательное — поскорее оттуда сбежать. Когда я ехала домой, то думала, что лучше бы я эти 650 рублей потратила на пиццу, о которой мечтала весь день. Слишком дорого для ничего.

Однако, есть и три положительных момента. Во-первых, я встретилась с Аней, которую давно не видела. Во-вторых, дополнила свой список желаний новой книгой. И, в-третьих, добавила в плей-лист новую музыку — Soap&Skin. Проект австрийки Ани Плашг прекрасен.

Еще фотографии с выставки

Какие он может пробудить бессознательные желания?
Аня
Вход или выход?
Аня подловила — пытаюсь слушать стихи

 

Кстати, да, выставка работает до 31 мая, с воскресенья по четверг с 11.00 до 21.00, а в пятницу и субботу время работы продлевается до 22.00.

Стоимость сего удовольствия — 650 рублей.

 

 

 

 


Комментарии:

Добавить комментарий