Лед и пламя

Рецензия-эмоция на фильм Олега Трофима «Лед»

Афиша фильма «Лед» мне попалась на глаза случайно. Пришла я с работы, залезла в почту и среди спама, от которого я безуспешно отписываюсь время от времени, письмо: «В этом письме хотим сообщить только вам, как владельцу нашей мультикарты, что сегодня, 14 февраля, в Киномакс-Водный состоится премьерный показ фильма «Лед»…» и красивая такая картинка, напомнившая мне «Вечное сияние чистого разума». Тут же был трейлер.

Как я поняла, кино должно было быть о фигуристке, которая прошла сквозь огонь, воду и медные трубы к самой вершине спортивного Олимпа. Посмотрела я на краткую аннотацию, на Арсения, страдающего над трудным местом в пьесе для виолончели Николая Ракова «Идем в поход» — уже месяц над ним бьемся, а оно все никак не выходит. Решила — надо идти и показать ему, что значит быть чемпионом, сколько нужно работать, чтобы добиться результатов и какими они могут быть, если не опускать руки и не сдаваться. Пафосно, наверное, прозвучало, но именно это стало для меня определяющим фактором. В общем, помучили мы еще виолончель и друг друга и отправились в кинотеатр. И не пожалели, хотя «Лед» оказался не совсем о том.

Тот самый кадр, который напомнил мне “Вечное сияние чистого разума”

Лед и любовь

Если кратко о сюжете, то их в картине два. Первый — о Наде Лапшиной (Диана Енакова — девочка, Аглая Тарасова — женщина), которая с детства мечтала о фигурном катании. Ее мама (Ксения Раппопорт) привела ее к лучшему иркутскому тренеру Шаталиной (Мария Аронова), а та от девочки отказалась со словами, что она бесперспективная и без координации. Знакомая история, правда?

Надя всеми правдами и неправдами все-таки попала к тренеру, потом встала в пару со звездой фигурного катания Леоновым (Милош Бикович) и завоевала всевозможные награды. Осталось покорить только Кубок льда (читай, Олимпиаду) и…серьезная травма, невозможность ходить, прощание со всеми мечтами, жизнь под откос.

Второй сюжет — восстановление, любовь, новая жизнь. Здесь-то и появляется Саша в исполнении Александра Петрова. Ох, уж этот Петров с его светлыми глазами и родинкой на щеке. За всех говорить не буду, но я, наверное, в него немножечко влюблена. Или в его образы — яркие, запоминающиеся, мужественные и нагловатые. И обязательно с чувством юмора. Наблюдать за ним на экране — одно удовольствие.

Во «Льду» Петров перетягивает одеяло внимания на себя и Тарасова отходит на второй план. Жизнерадостность Саши просто зашкаливает. Поначалу он предстает перед нами быдловатым и я бы даже сказала туповатым иркутским парнем, которого заботит только хоккей. Но постепенно за простотой проявляется он настоящий, способный на искренние чувства и поступки, которые многие из нас побоялись бы сделать. Не знаю, бывает ли такое в жизни, — я не встречала, — но хочется верить, что все-таки бывает. И любой женщине, если рядом с ней такой мужчина, несказанно повезло.

Аглая Тарасова и Милош Бикович
Надя с Леоновым (Аглая Тарасова и Милош Бикович)

Лед и дебют

Для режиссера Олега Трофима «Лед» стал дебютным полнометражным фильмом. Вот это дебют так дебют! Теперь лично для меня Трофим — режиссер, которого нужно ждать. Интересно, каким будет его второй фильм? А третий? Пятый? Надеюсь, что их будет еще много. Я хочу переживать те эмоции, которые переполняли меня в зале во время просмотра «Льда» снова и снова. Думаю, что я пересмотрю этот фильм еще ни один раз, как «Аритмию» Бориса Хлебникова, хотя это уже совсем другая история.

До своего дебюта Олег Трофим снимал клипы для L’One, Тимати и группы Sirotkin. Клиповое построение перешло и в «Лед». Особенно это чувствуется на музыкальных моментах под песни Земфиры, Ивана Дорна, 5nizza, «Кино», Богдана Титомира — впечатляющий разброс по направлениям и жанрам. Композитором фильма стал Антон Беляев, основатель и фронтмен Therr Maitz — еще один определяющий фактор для похода на этот фильм.

Маленькие и забавные музыкальные вставки с поющими детьми в спортинтернате, с танцующими хирургами и качками в спортзале, поднимают настроение и задают динамичную атмосферу. Вообще фильм очень энергичный и быстрый, хотя длится почти два часа. Я его посмотрела на одном дыхании и без отвлечений на разные мелочи, а у меня довольно часто бывают моменты, когда я задумываюсь о чем-то своем или вообще ставлю фильм на паузу, если смотрю его дома, и отправляюсь заниматься более важными вещами. Так было, например, когда я смотрела «Мимикрию» Хо Джона. Я его на три дня растянула. Кстати, совсем скоро я расскажу и об этом фильме — в журнале Darker.

Аглая Тарасова и Александр Петров
Надя с Сашей (Аглая Тарасова и Александр Петров)

Лед и красота

Фильм снят очень красиво — все эти прыжки, аксели, ласточки, пробежки, поддержки. Кто-то, конечно, обязательно прискребется, дескать, в настоящем спорте круче, «все-таки актеры не дотягивают до настоящих звезд спорта». Это, кстати, один из возмущенных комментариев после фильма в коридорной толкучке. Вот меня всегда такие люди удивляют — конечно, блин, актеры до уровня спортсменов не дотягивают, они же актеры, а не спортсмены! А если тебе хочется отличного, безупречного спорта, иди Олимпиаду смотри или спортивные каналы!

Спорт в художественных фильмах — это почти всегда зрелищность и масштаб, эмоциональность и волнительное напряжение. Мне было страшно смотреть на моменты с прыжками и выбросами Нади-Аглаи, потому что я все время ждала — «сейчас она упадет, вот сейчас она упадет, вот сейчас». Лейтмотив падения вообще в фильме стал главным — героиня постоянно падает — на льду, на замерзшем Байкале, с инвалидного кресла, с горки. Падать — это как бы часть Нади, подтверждающая слова Шаталиной, что с координацией у нее проблемы. Однако, добилась, однако, сделала, что еще раз убедило меня, что в жизни нет ничего невозможного. Есть только «хочу и сделаю» и «хочу» с кучей оправданий своей лени.

Зимний Байкал. Я узнала его сразу же, хотя была там только летом. Но сколько картинок и фотографий пересмотрено именно зимних! Когда-нибудь я обязательно до него доберусь и буду любоваться льдами собственными глазами.

Понравилось, как озеро обрисовано в фильме. Нет той величавости, которая сопровождает снимки профессиональных фотографов, нет загадочности и шаманской таинственности, нет размаха. Это для нас, людей, которые живут далеко от Иркутска и Улан-Удэ, Байкал что-то прекрасное и неповторимое, а для жителей тех краев, озеро — привычное явление, которое они видят едва ли каждый день. Вот так Байкал и представлен в картине, как что-то повседневное и привычное, как неотъемлемая часть жизни.

Байкал из фильма "Лед"
Байкал из фильма “Лед”

« – Лед трещит…

– Конечно, трещит…Это он с тобой разговаривает. У тебя все получится!»

Диалог маленькой Нади с мамой происходит, когда они лежат на замерзшей поверхности Байкала, ночью, и на них тихо опускаются снежинки. Трогательный кадр, особенно в свете дальнейших событий. Сразу после него Надина жизнь изменилась.

Потом она, уже взрослая, точно также лежит байкальском льду с Сашей — и я еще раз повторюсь — это очень напомнило мне кадр из «Вечного сияния чистого разума». И снова ее жизнь изменилась.

Я еще много могу говорить об этом фильме, и чем больше я о нем думаю, тем больше деталей вспоминаю — шпагат Шаталиной, песня на стадионе, мороженка в руках Саши, его первая встреча с Надей. Начинаю углубляться, углубляться и углубляться.

«Лед» — полный восторг! И пусть некоторые говорят, что, мол, фильм рассчитан на женскую аудиторию и так далее — в зале над забавными моментами смеялись все, и все, мужчины и женщины, выходили из кинотеатра с улыбками. А мой сын мне сказал: «Ну, все, посмотрев этот фильм, я теперь еще больше хочу, чтобы у меня на виолончели все получилось!». Я ликовала. Мало того, что удовольствие нежданное получила, так еще и первоначальную задачу, ради которой и сорвалась в кино, выполнила. И теперь мне остается только ждать — новых фильмов Олега Трофима и пока у Арсения получится, наконец, трудное место в пьесе. И ведь получится!

Ну, куда же без него и премьерной атрибутики?)

 


Комментарии:

Добавить комментарий