Репортаж с джазового фестиваля «Усадьба Jazz»
На фестиваль «Усадьба Jazz» я мечтала попасть уже несколько лет. И каждый раз в последний момент что-то приключалось, и я не могла поехать в Архангельское. Тоже самое у меня с «Архстоянием».
В прошлом году я даже добралась до «Усадьбы», вышла на нужной остановке после получасовой пробки, а оказалось, что не у того входа. И вот я шла, шла, шла вдоль высокого забора, слушая доносившиеся до меня звуки музыки и никак не могла прийти. В конце концов, я психанула, развернулась и уехала. Как потом оказалось, мне оставалось пройти всего каких-то пару сотен метров. Не судьба, — подумала я, — значит, в следующий раз.
Дорога к мечте
В этом году мне снова представилась чудесная возможность попасть на «Усадьбу Jazz». Я выехала рано, хотела успеть на экскурсию по Архангельскому, которую устраивали для представителей прессы. Но сначала я долго блуждала среди выходов на «Тушинской», потом искала автобус до Архангельского и мучительно долго стояла в пробке, проклиная дачников, которые не уехали на свои дачи вчера.
Когда же я сошла на остановке, оказалось, что до Святых ворот
/вход для прессы, персонала и списочников/
ещё топать и топать. Я безбожно опаздывала, злилась и настроение в конец упало ниже нуля. К тому же я жарко оделась
/с утра было прохладно/
и обливалась семью потами, сгорая изнутри. Только бы снова не психануть и не уехать! Сказать честно, после третьего поворота, я была к этому близка.
— Девушка, перейдите на ту сторону, —обратился ко мне волонтёр. — Там пешеходная дорожка.
— А к Святым воротам я правильно иду?
— Да, первый поворот направо, и они там будут.
— Ещё полчаса идти? — я всего лишь хотела пошутить и услышать в ответ: «Нет, что вы, они совсем близко, вы уже почти пришли»:
— Примерно, да, ещё пара километров осталась.
Пара! Километров!
Божечки! Чёрт! Дьявол!
Но я прошла эти несчастные два километра и, когда получила свой вожделенный браслет, чуть ли не прыгала от радости.
Я в Архангельском! На «Усадьбе»! И даже внутри!

Сцены, фуд-корт и маркет
На экскурсию я, конечно же, опоздала, а вот до начала концертов у меня оставалось полчаса. Я решила осмотреться, что к чему.
Я неспешно бродила по территории, подмечая всякие милые мелочи и запоминая, где какая площадка. Всего их было шесть:
- «Партер»;
- «Сбербанк Первый Аристократ»;
- Jazz Club;
- «Квартирник у Сёмушкиной»;
- Jazz Кids;
- Art Свобода.
В ожидании концертов я прогулялась до фуд-корта. Чего там только не было! И ароматная картошечка, и паровые булочки с капустно-мясной начинкой («Пян-се»), и чешские трдельники («Чешско место»), и геройские бургеры (Burger Heroes), и цветные хот-доги («ДвижОк»), и всякие необычные штуки вроде перуанского батата, французских каштанов и тайских кокосовых чипсов («Вкусы мира»). На любой вкус и цвет. А у «АндерСона» с его чудо какими красивыми тортиками была собственная зона, где два дня развлекали малышню:
Страсть как хотелось чего-нибудь вкусненького и вредного. Но я же худею, так что проглотив стекающие слюнки и надышавшись манящими ароматами,
/и что за глупость такая — худеть летом?/
я отправилась на Маркет.
Обожаю бродить по подобным местам. Небольшие палатки с необычной бижутерией, которую в обычное время можно купить только в интернет-магазинах или бутиках хэнд-мэйда,
милые штучки для уюта и интерьера, красивые наряды, легко колышущиеся на летнем ветерке, жвачки из прошлого, креативные солнечные очки. На «Усадьбе» была целая аллея таких палаток:
Если увлечься, можно бродить здесь долго-долго, разглядывая все эти безделушки, поэтому я предусмотрительно поставила напоминалку в телефоне: «Концерт! Осталось пять минут! Беги, как Форрест Гамп!». И она вырвала меня из этого чудесного мира тихим попискиванием.
Bubamara Brass Band
Первой площадкой, на которую я пришла, стала «Квартирник у Сёмушкиной». Открывала её группа Bubamara Brass Band — оркестр Александра Каштанова: вокал, 2 саксофона, 2 трубы, тенор, барабаны и аккордеон.
Ребята играли балканскую музыку, да так, что многие не смогли усидеть на уютных соломенных пуфиках и пустились водить хороводы. Особенно радовались дети. Ещё бы! Можно танцевать, бегать, прыгать, кричать и никто не скажет: «Тш-ш-ш-ш!»:
Глядя на всё это, я улыбалась до ушей, а настроение с нулевой отметки ползло вверх.
Голосище у вокалистки,
/Настёна Бадьина/
которая ещё и на бас-барабане стучала — яркий, звонкий и чистый. Она, кстати, участвовала в слепых прослушиваниях «Голоса» в 2015 году.
«Под нашу музыку танцуют даже животные и, если бы ваши домашние любимцы были сейчас здесь, они бы станцевали. Вот», — сказала Настёна и я совсем развеселилась, представив своего Плюха,
/хомяка/
отплясывающего под балканские и цыганские ритмы. Воображение — страшная штука!
Bubamara Brass Band зарядили меня позитивом и добрыми эмоциями на весь день:
«Меджикул»
«В сиреневом передничке с голубыми тенями,
И я уже маленечко тебя люблю.
Тоненько нарезала прямо по сердечку,
Что же ты наделала?
О, Марфа, сюжет истории простой.
О, Марфа, что ж я влюбчивый такой».
Что я могу сказать о «Меджикул»? Ну, очень странная группа, как по мне. Очень странная. Олег Сапронов, вокалист и создатель коллектива, именно такой, как в этой песне —
/по крайней мере, мне так показалось, в жизни-то я его не знаю и до «Усадьбы» не подозревала о существовании «Меджикул»/
«передничек», «маленечко», «колечко» — такой весь уменьшительно-ласкательный:
«Меджикул» берёт музыку прошлого — диско и фанк, добавляет туда щепотку хауса и горсть хип-хопа и получается то, что люди любят. Когда он запел «О, Марфа» народ радостно завизжал и пошёл отплясывать. На самом деле, есть под что — закрываешь глаза и будто на дискотеке из моей юности оказываешься — привязчивые ритмы, легкость, немного самоиронии
/или мне опять показалось?/
В общем, забавно, но всё-таки не моё. Совсем не моё. Но, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные. Людям нравится.
Shagan & Omra и The Soul Surfers
Shagan & Omra — ещё одна не моя группа. Старые народные мотивы, длинные распевы, глубокие голоса и хороводы. Ну, не люблю я народные песни ни в каком виде. Поэтому с «Квартирника» я сбежала на Jazz Club и попала на The Soul Surfers, группу из Нижнего Новгорода, играющих ритм-н-блюз и американский соул:
Я слушала их, сидя на траве. Рядом развалилась куча таких же ленивцев. Погода располагала — солнце пекло настолько сильно, что я уж думала, что и не поднимусь. Ребята со сцены тщетно призывали народ танцевать. Не знаю, чем дело кончилось, я ушла, поняв, что меня не цепляет.
Чем мне нравятся фестивали, так это тем, что всегда можно уйти, если не нравится, передислоцироваться на другую площадку и найти что-то, что придётся по душе.
«Лес»
В 17.00 сразу на двух площадках было то, что я хотела послушать-увидеть. На «Квартирнике» играла Groove Garden,
/уж больно мне название приглянулось, что это за группа — я не знаю/
а на Art свободе ставили спектакль «Лес» режиссёра Дмитрия Мелкина
/актёры — студенты мастерской Дмитрия Брусникина/
Art Свобода — это специально созданное пространство для перформансов, танцоров, художников и актёров. Заявлено было много чего интересного — флешмоб «Гоголь school», Dance Walking Moskow, Freak Fabrik и, собственно, мастерская Брусникина.
Я предпочла группе Groove Garden «Лес», тем более, что собиралась сходить на него в Москве. И пожалела:
Я люблю современный театр, но в этот раз вообще не понимала, что происходит. То ли я совсем глупая стала, то ли площадка не располагала —
/ходящие вокруг люди отвлекали/
не знаю.
«Лес» — это site-specific-спектакль, который можно играть как на закрытых площадках, так и на открытых. С этой целью он и создавался. Поставлен по философскому одноимённому труду Владимира Бибихина. С сайта meyerhold.ru,
/не поленилась, залезла почитать, надеясь, что это мне всё прояснит/
где в основное время идет спектакль:
«Задача проекта — вспомнить себя лесных, взглянуть из сегодняшнего пост-экологического сознания на историю отношения человека с лесом. А значит — с самим собой»:
У меня не получилось ни вспомнить себя лесной, ни заглянуть в саму себя. Но зато я отдохнула на удобном пуфике
/сразу вспомнила мягкие игрушки, у которых в попе шуршащие шарики/
от солнца и жары. Art свобода расположилась в тени высоких деревьев и в какой-то момент стало даже холодно. Если бы рядом не было восторженной девицы, постоянно пищавшей и взвизгивающей,
/уж она-то, видимо, точно сумела в себя заглянуть/
я, хоть мне и немного стыдно в этом признаваться, пару раз точно бы заснула. Глаза закрывались сами собой.
Mark Eliyahy
Марк Эльяху. Вот он — герой моего дня, новая любовь, открытие, ради которого мне нужно было попасть на «Усадьбу».
Он настолько прекрасен, что я замираю от восторга, слыша только его имя, потому что Марк Эльяху — это трогательная, удивительная, проникающая в самую душу музыка:
Я говорила, что не люблю народные мотивы? Не верьте мне! Оказывается, ещё как люблю, по крайней мере, на кеманче
/струнный смычковый инструмент, похожий на лютню с длинной шейкой/
в исполнении Марка. Он причудливо соединяет восточные и западные традиции, персидский и кавказский фольклор с европейскими ритмами. Он как будто плетёт красивое тонкое полотно, которое тут же растворяется в воздухе кристально-чистыми капельками. Я его слушала, открыв рот, и с каждым новым пассажем влюблялась всё больше. Его кеманча пела, плакала, стонала, рассказывала что-то глубоко-печальное и сокровенное.
Но настоящее волшебство ждало впереди — человек, который играл с Эльяху на ударных. Вот прямо язык не поворачивается назвать его барабанщиком или ударником. Для него это слишком заземлённо. Он колдун, маг, шаман — не знаю, какие ещё эпитеты к нему применить:
Есть такая техника рисования на жидкости — эрбу. Так вон он как этот эрбу, играл на воде. Среди барабанов, тарелок, всяких шумящих и звенящих штук, стоял самый обыкновенный металлический таз с водой и в нём плавало что-то, похожее на деревянную миску. Он стучал по этой миске, погружая её в воду на разную глубину, поднимал со дна, переливал воду, играл на ней пальцами, создавая музыку
/журчание ручейка,
бурные пороги,
шумные водопады,
неспешные реки/
буквально из воздуха. А когда в это волшебство вплелась кеманча, я поняла, что сегодня больше точно ничего не хочу слушать. Это стало бы кощунством.
Так что, едва они закончили своё выступление, я быстренько собралась и поехала домой, а внутри меня ещё долго плескались звуки воды и стонала кеманча.
Фотографии с «Усадьбы Jazz» — первый день:











ДЕНЬ ВТОРОЙ
Комментарии: