День второй: писатели
Я удивлена количеству памятников писателям, которые установлены в Твери. И, между тем, я уверена, что даже половину из них не посмотрела.
Иван Крылов
Через дорогу от острова Памяти в сквере Крылова стоит большой памятник баснописцу.
Никогда раньше я не задумывалась о его сходстве с…
— Это же Бетховен! — воскликнул Владимир.
— Вообще-то Крылов…
— Да я вижу! Но ты посмотри, как похож!
И действительно — тот же наклон головы, заложенные за спину руки, насупленные брови, волосы, поза.
— И правда похож.
— Если бы такой памятник стоял бы где-нибудь в Вестфалии неподписанный — это однозначно был бы Бетховен.

И, тем не менее, это Крылов, который родился в Твери и жил в городе до 1783 года. Именно здесь он написал своё первое комическое произведение — «Кофейница».
Памятник открыли в 1959 году и окружили бронзовыми полу-тумбами с горельефами, изображающих сценки из самых популярных басен:

Адрес: Сквер Крылова находится между улицами Советская и Бебеля через дорогу от острова Памяти.
Михаил Салтыков-Щедрин
Ещё один уроженец Тверской области — Михаил Салтыков-Щедрин. Ох, не люблю его. До сих пор с содроганием вспоминаю «Господ Головлёвых», которых пришлось читать в институте. Слишком тяжёлое на тот момент было для меня чтиво. Эти его огромные абзацы, витиеватые слова, «так-с и подумаем-с»…
И памятник ему поставили
/скульптор— Олег Комов
архитектор— Николай Ковальчук/
такой же добротный и массивный, как его проза. Писатель
/уставший, старый и с длинной бородой/
сидит в кресле, тяжело опирается на трость и смотрит вдаль:

Адрес: Салтыкову-Щедрину отведена Тверская площадь, неподалёку от Тверского государственного цирка.
Александр Пушкин
Олег Комов стал автором и памятнику Пушкину, о котором я рассказывала, когда писала о набережной Степана Разина. Кстати, изначально на месте Александра Сергеевича планировали посадить Салтыкова-Щедрина. И почему мне кажется, что тогда набережная была бы гораздо более мрачной и даже тяжеловесной?

Афанасий Никитин
Афанасий Никитин, конечно, в большей степени путешественник, нежели писатель.
В 1468-1474 годах он съездил в Персию, Индию и Турцию, а свои приключения описал в небезызвестном «Хождении за три моря». Это стало первым русским произведением о путешествии не религиозного характера, а с описанием политики, экономики, торговли и культуры других стран. А начал своё «хождение» Никитин как раз-таки из Твери. Подозреваю, что прямо с того места, где ему сегодня установлен памятник — с набережной, названной его именем. Это левый берег Волги.
Бронзовый Никитин изображен в движении. Вот он, 4-хметровый, делает размашистый шаг, широкие плечи расправлены, полы кафтана развеваются, кудри откинуты с высокого лба, на лице дума думная. Мечта, а не мужчина:

Скульптура установлена на гранитном постаменте, которая, в свою очередь, стоит на круглой чугунной площадке в виде резной ладьи с головой коня:

Туристы любят фотографироваться, вставая на нос ладьи и раскидывая руки — прямо «Титаник» какой-то, а не Афанасий Никитин.
И да — туристы! Это были едва ли не единственные люди, которых мы встретили на набережной. Я на них почти как на достопримечательности смотрела. Интересно, где же всё-таки были тверичи в эти два выходных?

Николай Гумилёв
Жизнь поэта Николая Гумилёва довольно тесно связана с Тверской областью, точнее, с деревней Слепнево. Там находилось родовое имение Гумилёвых. Поэт часто приезжал туда один и с первой женой — Ахматовой. Он очень любил это место, в отличие от Анны — ей там было «душно, скучно и неприветливо» (из воспоминаний Веры Неведомской).
В Твери имеется сквер имени поэта. И когда-нибудь ему будет установлен памятник:

Адрес: сквер располагается между набережной Степана Разина и Рыбацкой улицей, неподалёку от детской областной больницы.
Вот только когда — непонятно. Может, этот камень с обещанием так и будет стоять вечным обещанием.
На этом мои встречи с писателями в Твери закончились, но наверняка есть ещё — я в этом не сомневаюсь.
ДЕНЬ ВТОРОЙ: КРУГ И СТРАННЫЕ СКУЛЬПТУРЫ
ДЕНЬ ВТОРОЙ: НАБЕРЕЖНАЯ СТЕПАНА РАЗИНА

Комментарии: