Липецк: волшебная сказка

Липецк

День второй

3 февраля 2019 год

Второй день путешествия в Липецк был посвящён, собственно, самому Липецку. У нас было не так много времени,

/в 16.00 уже отходил автобус в Москву/

а планов — громадьё. Потому проснулись мы рано, быстренько позавтракали, собрались, выписались из хостела и отправились на прогулку по городу.

Церкви и храмы

Забавно было то, что в первый день у нас не получилось посмотреть ни одной церкви, при том, что, судя по карте, в Липецке их не так уж и мало. Но было ощущение, что они скрывались от нас, как бы странно это ни звучало.

Мы видели в приложении значок церковки:
— Пойдём посмотрим?
— Пошли!

Мы почти доходили до нужного места и каждый раз оказывалось, что либо дорога перегорожена, либо на пути вставала стройка, либо ещё что-нибудь, из-за чего подойти к церкви не представлялось возможным. Мы даже подшучивать стали, что Липецк прячет от нас, грешных, свои божьи дома.

Однако, второй день начался сразу с храмов и в некоторые мы даже зашли внутрь, хотя я редко делаю это с православными церквями.

Никольский храм

Никольский храм совсем небольшой. На него мы набрели на торговой площади, где искали сувенирный магазин

/так и не нашли/

Он просто вдруг вырос словно из ниоткуда — ярко-красный на фоне белоснежных сугробов:

Никольский храм

Больше всего в этом храме мне понравился забор вокруг него, оплетённый ветками и кряжистыми деревьями:

Дерево

Летом, наверное, здесь потрясающе красиво и тени от листвы пятнисто стелется по асфальту.

Часовня Петра и Павла

Мимо совсем маленькой часовни Петра и Павла пройти невозможно. Потому что он стоит прямо у входа в Нижний парк:

Часовня

Выглядит часовня, как новодел — аккуратненький, чистый домик с витражными окнами-ромашками. Однако, часовня была заложена в 1872 году и стала одной из архитектурных жемчужин города.

Потом её, как водится, развалили, и в 2002 году восстановили.

Кафедральный собор

Судя по всему, Христорождественский кафедральный собор — главный храм Липецка, иначе зачем размещать его в центре города?

Не могу сказать, что он меня как-то впечатлил. Внешне:

кафедральный собор

Храм был заложен в 1791 году, а автором проекта стал Томмазо Адамини. Да, я тоже сначала подумала — «О, залётный итальянец!». Ан нет. Швейцарец, однако архитектором считался русским. Приехал в Россию в 1796 году, да так и остался здесь.

Строили собор аж до 1842 года: то один престол пристроили, то второй, то колокольню, то трапезную, то ещё что-нибудь.

А в советские годы

/1931 год/

храм закрыли и даже хотели сносить, но местные знатоки архитектуры вовремя подсуетились и открыли в здании краеведческий музей. Только так храм удалось сохранить.

В 90-е годы его подлатали и собор вновь стал собором — кафедральным.

В этот собор мы решили заглянуть внутрь — и посмотреть, и погреться. Что и говорить — дорого-богато.

Красивейший иконостас, нарядные иконы, нежные росписи на стенах и потолках:

Иконостас

Внутри собор оказался

/или мне показалось?/

больше, чем снаружи:

собор

Свято-Успенский монастырь

Свято-Успенский мужской монастырь стал моим фаворитом среди Липецких церквей:

Монастырь

Монастырь не так легко найти. Он стоит где-то внизу от Верхнего парка среди густых деревьев и на крутом склоне.

Очень впечатляющее зрелище.

Когда спускаешься к нему в низину, потом по лестнице на его территорию, тебя охватывает какое-то восторженное умиротворение. Даже воздух вокруг почему-то кажется другим:

Мужской монастырь

Внутри монастырь ничем не напоминает роскошный и помпезный Христорождественский собор. На входе тебя встречает большой крест с распятым Иисусом:

Христос

Что удивительно, так это пространственный обман — также, как и в Христорождественском соборе. Только наоборот. Последний внутри кажется больше, чем на самом деле. А Свято-Успенский монастырь снаружи выглядит огромным, а внутри — крохотный и уютный, несмотря на скромную обстановку. В монастыре темно, пахнет свечами и на стенах всего лишь одна роспись. Зато какая! Я глаз от неё отвести не могла:

Роспись

Церковь святой Евдокии

Кладбищенская церковь стала последней церковью, которую мы видели в Липецке:

Евдокия

Церковь носит имя святой мученицы Евдокии и заложена в 1819 году. А кладбищенская она потому, что стоит посреди кладбища. При этом само кладбище находится почти в самом центре города:

Честно говоря, не помню, видела ли я раньше кладбищенские церкви. Наверное, нет. Я и на кладбищах-то бываю не особо часто

/и, надеюсь, не буду/

Мы хотели зайти внутрь церкви. Мне было остро любопытно узнать, как там. И несмотря на то, что оттуда только что вышли двое, мы зайти не смогли — дверь оказалась заперта. Странно, конечно.

Вечный огонь

Кладбище вместе с кладбищенской церковью прячутся за вечным огнём:

Вечный огонь — это часть большого мемориального комплекса, посвящённого воинам Великой Отечественной войны. Его создали архитектор М. В. Мордухович и скульптор Ю. Д. Гришко.

Две основные части комплекса — это, собственно, вечный огонь и 19-метровая стелла:

Рядом с вечным огнём и стеллой стоит интересный памятник интернационалистам — три женщины с поднятыми вверх руками:

И всё это в окружении стен и табличек с написанными на них именами погибших в войнах липчан.

Парки

Липецк, Липецк, Липецк…город парков — больших, наверняка зелёных летом. Однако, и зимой есть, где разгуляться. Особенно, лыжникам. Их в Липецке ещё больше, чем парков:

Нижний парк

Нижний парк считается одним из самых больших парков в Липецке. Он основан очень давно — в 1805 году.

Раньше он назывался Английским парком, но не прижилось. Простым смертным туда входить было не разрешено — пускали только знатных и богатых. И тех за отдельную

/и не маленькую/

плату.

Зато сейчас вот гулять здесь можно кому угодно, сколько угодно и бесплатно:

Верхний парк

Нижний парк соединяется с Верхним, который, в свою очередь, выходит на главную площадь города и Детский парк.

И на главной

/Соборной/

площади и в Детском парке стоят Ленины. На Соборной площади Ленин самый обычный — как везде:

Ленин

А вот в детском парке вождь смешной — маленький, в золотистом цвете. Таня сказала, что он похож на гнома. И да — сходство есть, правда ведь?

Ленин гном

Из Нижнего парка по пути к Верхнему можно пройти к реке Воронеж. Если только очень постараться.

Воронеж зимой очень красивая — пустынна, со стелющейся позёмкой по заледеневшей поверхности. Редкие рыбаки ловят рубку через круглые проруби. Камыши колышутся на ветру:

Воронеж

Когда мы шли обратно, чуть не заблудились и не утонули в снегу:

Снег

Верхний парк называют дендрологическим памятником природы. Так растут разные виды дубов, лип, клёнов. Не знаю…Мне и летом-то трудно деревья узнавать, а уж когда они без листьев, так вообще всё на одно лицо.

И экзотический для Липецка вяз для меня такое же обычное дерево, как и остальные вокруг него. Но липчанам оно, видимо, дорого, иначе его бы не огородили узорчатым заборчиком:

Старый вяз

Памятник детям

В Детском парке, среди снегов и сугробов, прячется интересный памятник, посвящённый детям, погибшим в Великую Отечественную войну. Мальчика и девочку, держащих венок

/символ мира/

почти не видно — такие они неприметные и маленькие. Однако при близком расстоянии скульптура

/скульптор — Ю. Д. Гришко
архитектор — С. А. Сошников/

очень симпатичная. Добрая:

Дети

Раньше на этом же месте стоял другой памятник, тоже детский — скульптура пионеров-героев. Но в 1990-х годах его снесли. Интересно, как он выглядел?

Быханов сад

Быханов сад — ещё один популярный парк среди липчан. Здесь так же растёт много деревьев-экзотов, и я так же не могу их разливать.

Времени у нас оставалось всё меньше, поэтому в парк мы просто заскочили — одним глазком глянуть:

Хотелось бы, конечно, на подольше в саду задержаться. Ну, может быть, летом, если, конечно, я приеду ещё раз в Липецк. Надеюсь, что всё-таки вернусь.

Памятники Липецка

Вот так гуляешь-гуляешь по городу и р-р-р-раз — памятник или скульптура, или фигура какая-нибудь, или скамейка необычная, или дом. Просто когда живёшь в городе, то принимаешь это как должное и можешь годами пробегать мимо на работу и не замечать. А когда приезжаешь на один-два дня, то подмечаешь всё-всё, но времени, чтобы увидеть действительно всё — никогда не хватает. Но, тем не менее, я уверена, что за два дня путешествия я видела много чего такого, что липчане пропускают в ежедневной будничной гонке. Но и много такого, чем они гордятся.

Пётр I

Неподалёку от Нижнего парка стоит один из самых популярных памятников города. Петр I. Красивый, большой, целеустремлённый. Он широко шагает на своём пьедестале и смотрит вдаль:

Петр I

Пётр I был частым гостем в Липецке. Благодаря ему в городе стали строить «железоделательные» заводы. Да и Нижний парк тоже появился с лёгкой руки царя, который однажды обнаружил там целебные источники

/сейчас остался только один/

Бронзовый Пётр I появился на площади в 1996 году:

Петр Великий

Стелла с кораблём

Стелла с симпатичным корабликом наверху — это памятник 300-летию Липецка, который установлен в 2003 году.

Я удивилась, узнав, что город такой…взрослый, тем более, что он таковым не выглядит:

300 лет Липецку

Липецк был основан в 1703 году, когда Петр I приказал выстроить здесь те самые железоделательные заводы, о которых я уже писала.

Липецкий символизм

Неподалёку от Нижнего парка

/через дорогу/

стоит самый странный памятник в Липецке, как по мне — поэтам символистам:

Фонтан символистам

Вот уж точно символизм во всей красе — непонятный и необычный. Ходи вокруг и высматривай символы. В народе его, кстати, называют памятник инопланетянам.

Памятник революционерам

А ещё рядом стоит очередная стелла — памятник революционерам. И, по традиции, он стоит в непроходимом месте — посредине автомобильной дороги. Так что смотреть только издалека:

памятник революционерам

Авиаторы

Очень мне понравился этот памятник — выразительный и сильный. Огромный самолёт и две крохотные фигурки пилотов — Шеремобитова и Кривенкова.

Однажды они проводили тренировочный полёт и что-то пошло не так. Самолёт вдруг загорелся и начал падать. Лётчики сумели направить самолёт в сторону от города и людей. Спасли всех, но погибли сами:

Этот памятник тоже неудобный. Угадаете? Он стоит посреди круга с интенсивным автомобильным движением. Но он настолько хорош, что мы рискнули перебежать дорогу, чтобы посмотреть на лётчиков поближе. Я не пожалела. Лётчики ну очень хороши:

Пилоты

1 сентября

Памятник 1 сентября мы чуть не прошли мимо. Он слился с серыми зданиями и деревьями, снег с которых потихоньку начался осыпаться, потому то резко потеплело.

Молодая учительница встречает двух первоклассников, которые впервые пришли в школу. И впереди у них целая такая интересная насыщенная жизнь, будущее:

Вдохновляющий и добрый памятник. Мне, глядя на него, снова захотелось стать ребёнком и пойти в школу. Возможно, я бы даже не забивала учёбу.

В Липецке осталось ещё много чего не посмотренного

/осталось на следующий раз/

и неувиденного. А вот времени не осталось совсем. Мы переместились на автовокзал и поехали домой, наполненные эмоции от отличного путешествия, приятно-уставшие и жаждущие вернуться домой. Точнее, Таня хотела домой, а я бы на самом деле поехала бы дальше — не особо люблю возвращаться домой.

Пи.Си.: а вот компания Busfor меня в этот раз очень разочаровала. Я с самого начала отговаривала Таню ехать из Липецка в Москву на автобусе.

— Давай возьмём билеты на поезд? Ночью нормально поспим, а утром будем уже в городе.

— Нет! Я хочу уже сегодня вечером быть дома.

Наивная.

В итоге мы сели в автобус в 16.00 и в 22.00 должны были приехать. Но не приехали. Из автобуса мы вышли в 23.45 и, естественно, ни в какое «домой» Таня не попала, потому что электрички до неё уже не ходили. При этом, видимых причин, почему автобус приехал на 1,5 часа позже, не было — ни аварий, ни пробок, ни гололедицы. Теперь сто раз подумаю, прежде чем ехать на Busfor.