Эдвард Мунк: мечты сбываются

Мунк

Рецензия-рассказ о выставке «Эдвард Мунк» в Третьяковской галерее

Эдвард Мунк — это моя давняя мечта. Я вынашивала мысль поехать в Норвегию и пройти дорогами художника, подышать воздухом, которым он дышал около 150 лет назад, увидеть фьорды, на которые он смотрел.

Я люблю картины Мунка глубоко и навечно. Эти крупные и сильные мазки, полубезумное сочетание ярких цветов, красные волосы женщин, которые оплетают мужчин,

/чаще всего его самого/

как смертельные лианы, разные повторы одного и того же, не прорисованные руки-культяпки, страшные глаза, похожие на пустые дыры в пространстве.

Пока я только мечтала поехать в Осло, чтобы вживую увидеть его картины, они сами приехали в Россию — в Третьяковскую галерею

/но мечты о поездке в Норвегию никто не отменял — теперь я хочу туда ещё больше/

Фобии и страхи

Существует много разных предположений и домыслов, что изображал на картинах Мунк. И один из них —

/который наиболее близок мне/

это тот, что на свои полотна он выплёскивал фобии и страхи, которые мучили его всю жизнь. Так он с ними боролся. Отсюда и частое повторение сюжетов из картины в картину или из литографии в литографию — почти один в один, но, например, в разных цветовых решениях.

Фобий у Мунка много. Мне иногда кажется, что он боялся всего — одиночества, любви, расставаний, сближений, смерти, болезней, себя самого.

Любовь

Женщин Мунк тоже боялся. Настолько, что даже не мог проводить время с родными сёстрами и тётей.

Но рисовать он их любил — искренне и по-настоящему. Его женщины вызывают двоякое ощущение. С одной стороны, они прекрасны: нежные, томные, с красивыми телами. С другой — жутковатые, с деформированными лицами, пустыми или насмешливыми глазами и словно живыми волосами:

Женщины Мунка — это женщины-вампиры, вытягивающие из мужчин

/из Мунка/

жизненные силы. И они почти все рыжие.

С рыжими у художника всю жизнь были проблемы. Он тянулся к ним, несмотря на свою боязнь, и всякий раз любовь и отношения начинали его быстро тяготить, и он в ужасе бежал.

Милли Таулов — замужняя рыжеволосая красотка с зелёными глазами. 6 лет Мунк был в связи с ней, боясь расстаться, хотя очень этого хотел.

Тулла Ларсен — рыжеволосое наваждение. Их отношения закончились жуткой ссорой с револьвером, в которой Мунк потерял средний палец на левой руке.

Тулла ушла, а Мунк ещё много лет писал её, одержимый мыслью, что она где-то рядом и только и ждёт удобного момента, чтобы напасть и уничтожить его.

Танец жизни
Танец жизни

Предполагают, что на этой картине Мунк изобразил себя, танцующего с Милли Таулов, а справа и слева от них стоит Тулла Ларсен — до их романа и после.

Дагни Пшибышевская — жена писателя Станислава Пшибышевского, в которую Мунк был влюблён:

Дагни Пшибышевская
Дагни Пшибышевская

Между художником, писателем и его женой сложились непростые отношения, которые художник отобразил в серии картин «Ревность». Можно представить, насколько сильно терзало его это чувство, учитывая количество написанных картин:

Дагни, кстати, не только у Мунка вызывала уничтожающее чувство ревности. Позже, в Тбилиси, её застрелил один из любовников, приревновав к мужу. Тут остаётся только пожалеть Станислава Пшибышевского — быть женатым на роковой женщине, наверное, тяжело.

Была у Мунка ещё одна женщина — виолончелистка

/или скрипачка/

Эва Мудоччи. Одна из немногих женщин, которую Мунк изобразил не страшной:

Эдвард Мунк
Брошь

Потрясающе красивая женщина, которой посвящена столь же потрясающая картина — «Брошь». Но и с Эвой у Мунка ничего не получилось. Она не смогла смириться с его одержимостью Туллой, его мнительностью и подозрительностью. 

Мадонна

Моя любимая картина Мунка

/всего у художника 5 вариантов этой картины/

Мунк
Мадонна

Самая не каноничная Мадонна из всех, что я видела. Прекрасная женщина с чёрными волосами — уставшая, удовлетворённая и одухотворённая. От привычных Мадонн здесь только нимб над головой, да и тот больше на подушку похож. Изначально картина, кстати, называлась на «Влюблённая женщина».

Она была выставлена на Парижском салоне независимых в 1896 году. Тогда Август Стринберг, хороший друг Мунка, высказал предположение, что на картине изображено зачатие и художник подтвердил эту мысль, пририсовав к литографии сперматозоиды, бегущие по раме, и скрюченный в углу человеческий зародыш. При этом смотришь на него с содроганием — в его глазах притаилась вся вселенская боль этого мира и сразу видно, насколько человек будет несчастным, когда родится.

Болезни и смерть

В творчестве Мунк всю жизнь возвращался к теме болезней и смертей, возможно, потому что в 5 лет от туберкулёза умерла его мать, а когда ему исполнилось 15, то от той же болезни скончалась его сестра.

Его картины со смертью всегда тревожные и полны ожидания:

Автопортреты

На выставку в Третьяковку приехало много автопортретов Мунка. Он вообще рисовал много себя, потому что всё его творчество — это он сам и его рассказ о себе. Ему даже не приходилось ничего придумывать для картин, он брал сюжеты прямо из жизни. Для этого не нужно было создавать каких-то героев. Он сам свой герой и к тому же — самая доступная модель в мире.

Третьяковская галерея
Автопортрет с бутылкой вина

Многие при жизни Мунка считали его красивым мужчиной, называли Аполлоном, да и он сам, видимо, тоже, иначе не делал бы столько селфи, которые тоже приехали на выставку — в небольшой отдельный полузал. Пару раз от современных уже посетительниц рядом, я слышала вздохи о его красоте и вдохновенной внешности. Всматривалась, всматривалась — самый обычный мужчина.

На «Автопортрете под женской маской» отдалёнными чертами он напомнил мне Маяковского, а на «Автопортрете в состоянии смятения» — Хемингуэя.

«Автопортрет в аду», пожалуй, мой любимый автопортрет Мунка. Он написан почти сразу после разрыва в Туллой Ларсен, в то время, когда художник, мучаясь кошмарами, просыпался ночами и спрашивал себя: «А не в аду ли я?»

Картина прямо страшная. Мунк как будто пытается заглянуть себе за спину, на отбрасываемую им самим чёрную тень, которая напоминает силуэт женской фигуры. А общий красный тон картины усиливает ощущение тревожности и выползающего из-под рамы страха.

Мунк
Автопортрет в аду

Крик и вязы

«Крик» особо не нуждается в представлении. Даже те, кто не знает, кто такой Мунк, знают эту картину, потому что она в буквальной смысле — везде:

Обалденная картина. Взрывная. Вживую её увидеть — это, конечно, завораживающе, но самое интересным для меня стало то, что по-настоящему сильное впечатление на меня произвёл не «Крик», не «Автопортрет в аду» и даже не любимая «Мадонна». А безобидные пейзажи с вязами:

Не знаю, как остальных, но меня эти вязы напугали. Я от них даже отпрянула в первое мгновение. Потому что вместо деревьев увидела

/и вижу до сих пор, когда смотрю/

вытянутые, перекрученные, переломанные тела людей, спрятанные среди стволов. И что бы я ни делала,

/закрывала глаза, отходила и возвращалась к картинам, фокусировалась на отдельных деталях/

я всё равно вижу то, что вижу.

В общем, попасть-таки на Мунка было круто и даже негатив от 2,5-часовой очереди, которую мне пришлось отстоять за билетами,

/дикий кошмар какой-то/

смягчился его картинами. Особенно понравилось то, что выставка на самом деле не такая уж и большая. Прямо то, что нужно — не успеваешь устать, но и впечатлений набираешь полное лукошко.

Ходят легенды, что картины Мунка способны убивать, если повесить их неправильно

/ну, а о каких художниках не ходит подобных страшилок?/

Художник говорил, что его картины требуют больших залов и должны обязательно висеть немного в тени — так на первый план выступает целостность. В Третьяковской галерее картины выставлены по заветам Мунка, так что они никого не тронут.

Картины Мунка — фотографии:

Выставка
Автопортрет

Горелая Александра

Комментарии:

Добавить комментарий