«Усадьба Джаз»: день открытий

Усадьба джаз

Репортаж-эмоция с фестиваля “Усадьба Джаз” 2019

В этом году на «Усадьбу Джаз» я попала только на один день — 23 июня. А 22 я вдруг поняла, что хочу совсем другого, нежели ехать на фестиваль — у меня такое бывает. И хорошо, что не поехала. Говорят, в тот день было жарко, солнце почти не уходило и люди не знали, куда себя деть.

23 июня погода была вполне себе комфортной. Солнышко то выходило из-за облаков, то пряталось и пару раз даже начинал накрапывать дождик, но не расходился и прекращался. А вечером, часов после 21.00, стало даже прохладно, и я бы не отказалась от ветровки.

Атмосфера джаза

Нынешняя «Усадьба Джаз» проходила не в Архангельском, а в Коломенском. Я порадовалась — не надо было далеко ехать, всё в пешей доступности от метро. Прекрасно. И само Коломенское мне нравится. Душевный парк. Большой. Есть, где разгуляться.

За что я люблю «Усадьбу Джаз», так это за её атмосферу — тёплую, дружелюбную, праздничную и трезвую. Люди сюда приезжают в хорошем настроении, не испорченном долгой дорогой и стоянием в пробках. Все красивые и нарядные. И улыбаются. От них прямо разлетаются в разные стороны лучи позитива. При чём от всех — и от детей, и от взрослых, и от бабушек с дедушками, которых здесь было немало.

Usadba Jazz

«Усадьба Джаз» на несколько уровней выше тех же рок-фестивалей, на которые я езжу каждый год — по организации, чистоте (!), отношению к гостям, музыке, деньгам, внутреннему состоянию. Здесь ты именно отдыхаешь и напитываешься положительными, но спокойными эмоциями. Ты как будто попадаешь в какой-то особенный мир, из которого тебе не хочется возвращаться.

Все вокруг кажутся такими умными, интеллигентными и светлыми. Может, это и не так на самом деле, но у меня именно такие ощущения. И именно после того, как я стала ездить на «Усадьбу Джаз», я потихонечку стала терять интерес к «Нашествию». И да, я понимаю, что это два разных фестиваля для разных людей, с разной музыкой и направленные на разные векторы. Хотя на «Усадьбу» и рок привозят. Акустический. В этом году, например, хэдлайнером первого дня был «Сплин» со специальной программой Unplugged. На самом деле было бы интересно послушать.

Четыре мира

Каждый раз «Усадьба Джаз» для меня становится музыкальным открытием. Я намеренно не слушаю тех музыкантов, которые будут выступать на фестивале, оставляя себя без определённого сложившегося мнения. Я дарю себе эту радость открытия, когда приходишь на площадку и понимаешь — вот оно, то, чего ты так долго ждал и искал: новое, неожиданное и прекрасное. И просто наслаждаешься музыкой. Ну, или идёшь к другой сцене, если не понравилось. Благо на «Усадьбе» их несколько — на любой вкус и цвет.

В этом году их было четыре. Традиционные «Партер» и «Аристократ», а также Jazz&World by S7 Airlines и Jazz Kids.

«Партер»

«Партер» — это самая большая и главная сцена. На ней выступают музыканты с мировыми именами. Я, правда, о многих узнаю именно из сет-листа «Усадьбы». В этом году, как минимум, двое точно войдут в мой постоянный плей-лист — это Iyeoka и Caro Emerald.

Iyeoka (Ииока)

Iyeoka

Ииока Окоаво родилась в Бостоне, и она потрясающая. Её голос похож на тёмный бархат — от него мурашки по телу. Особенно на лиричных композициях, таких как Simply Falling. Он окутывает какой-то магией и всё словно перестаёт существовать — замирает и медленно растворяется вокруг тебя. Примерно так я себя и чувствовала, когда Ииока запела эту песню на «Усадьбе».

Ииока смешивает сразу несколько жанров — джаз, соул и элементы хип-хопа, перевоплощаясь из песни в песню.

Я уже переслушала её альбомы (4 штуки) и выбрала для себя безусловных фаворитов среди композиций. Это, собственно, Simply Falling, Breakdown Mode, Baba, Wait for It и Hurricane. Они все похожи — певучие, красивые и минорные. Для слушания осенью на окне и под дождь. Под них хорошо грустить и печалиться. Такое настроение, как правило, приходит неожиданно, а тут уже и трек-лист готов. Красота.

Caro Emerald (Каро Эмеральд)

Caro Emerald

Каро Эмеральд — певица из Амстердама. Она совершенно не похожа на Ииоку. Как будто они на разных полюсах Земли стоят. Хотя Каро тоже поёт джаз, но замешивает его с фанком и попом.

Под её музыку хочется танцевать что-то похожее на рокабилли, свинг или буги-вуги. Каро Эмеральд, как солнце, заряжает энергией и освещает пространство вокруг. И при этом в чёрно-белом цвете. Потому что и она сама своей красотой и яркой внешностью, и её музыка навевают мысли о фильмах 50-60 годов.

Её первым хитом стал Back It Up, который она, конечно же, исполнила на «Усадьбе» — название песни я отыскала в интернете уже после фестиваля.

Под Каро отлично танцевалось босиком на прохладной траве в окружении таких же танцующих людей. Даже под её лирику (Black Valentine, I Belong To You) хочется двигаться — медленно и под луной.

Иван Дорн и Black Eyed Peas

На «Партере» во второй день фестиваля выступал ещё Иван Дорн и Black Eyed Peas. Довольно известные ребята, не думаю, что они нуждаются в представлении. Я о них слышала, хоть и не являюсь фанатом и даже просто поклонником их музыки.

Но вот что странно. Когда свой сет начал Дорн я сначала была в ужасе — от него самого (почему-то мне он представлялся вполне симпатичным парнем, а не тем, что вышло на сцену) и от его завываний, которые подхватывались толпой.

Иван Дорн

Закончилась первая песня,

/«Хосподи, какой ужас-то!»/

вторая,

/«Что я тут вообще делаю?»/

третья,

/«Хм, а эту я знаю…ничего такая»/

а под четвёртую я уже танцевала вместе со всеми, поймав себя на мысли, что это даже не так уж плохо. Получается, что теперь я буду слушать Дорна? Наверное, да. Иногда. Редко. Когда мне захочется поп-джаз-фанка на русском языке.

Ну, а Black Eyed Peas — это почти легенда. Одна из самых продаваемых групп в мире. Хип-хоп, рэп. То, что я вообще никогда не слушаю. Не моё от слова «совсем». Но несколько песен Black Eyed Peas мне нравятся. Например, Let’s Get It Started. С неё группа и начала своё выступление. И это было круто.

Всё Коломенское пришло в движение, да и как можно просто стоять под Imma Be, Boom Boom Pow или Pump It?

Black Eyed Peas

Will.i.am, apl.de.ap и Taboo

/жаль, что Ферги из группы ушла/

здорово раскачали «Усадьбу» и, кстати, стали этакой вишенкой на торте — хэдлайнерами фестиваля. Вся программа была выстроена так, чтобы к моменту их выступления остальные сцены уже перестали работать и народ лавиной хлынул на «Партер».

«Аристократ»

Моя любимая сцена на «Усадьбе Джаз». На ней всегда поют самородки, в которых я влюбляюсь с первой ноты. В этот день новых открытий у меня случилось сразу два. И оба прекрасны.

Dhafer Youssef (Дафер Юссеф)

Dhafer Youssef

Дафер Юссеф — это что-то глубоко медитативное и глубокое.

Отец музыканта был муэдзином и созывал мусульман на молитву в мечеть. И вот эти арабские вокальные мотивы Юссеф вплетает в современное звучание джаза к гитаре, контрабасу и ударным. Его мягкий голос то опускается вниз, дрожа и пульсируя, как сама земля, то взвивается ввысь, превращаясь в кристальную пронзительность, которая подхватывается духовыми инструментами — они словно сливаются воедино и становятся продолжением друг друга.

Музыка Дафера Эссефа — это чистый космос, в ней как будто отсутствует всё земное. На бесплотна и волшебна, с трудом верится, что такое может создавать человек. Ты будто очищаешься вместе с ней.

Когда Юссеф не поёт, он играет на уде — струнном щипковом инструменте, распространённом на Востоке. Но такого эффекта, как от его голоса, уже нет.

Никогда не хотела жить вечно, но под музыку Юссефа хочется именно этого — вечности.

Jamie Cullum (Джейми Каллум)

Jamie Cullum

— Вот как ты так можешь?
— Что?
— Любить настолько разную музыку. Это же невозможно! — часто говорят мне.

Возможно. Когда отец был поклонником Высоцкого, брат постоянно крутил кассеты с мировым металлом и роком, а мама фанатела от классики и джаза. Когда всё детство вокруг тебя звучит столько музыки, ты волей-неволей станешь всеядной рыбой. Или возненавидишь любую музыку.

Мне повезло, я стала рыбиной с огромным винегретным плей-листом, в который нынешняя «Усадьба Джаз» добавила ещё один ингредиент — Джейми Каллума.

Его называют «человеком эпохи Возрождения», потому что он как осьминог — умеет всё. Каллум и джазовый пианист, и вокалист, и шоумен, и ведущий программ на радио и телевидении, и композитор, и фотограф, и кинокритик. Разве вообще так бывает? Чтобы столько всего и всё в одном человеке? А он ещё красив и харизматичен. Ничем Боженька не обделил.

Джейми Каллум — человек-огонь. От него такая энергетика со сцены летит, что аж сносит. Он то прыгал по несчастному роялю, то отстукивал сложные ритмы на крышке, то метался по сцене, то пел. В какой-то момент мне даже показалось, что сейчас начнётся стеёдждайвинг. А на песне Drink он вдруг успокоился и выдал такие чувственность и красоту, что простились откровенно фальшивые аккорды, которые он в порыве свой страсти и угара просто не успевал брать правильно на клавишах.

Его выступление — это, пожалуй, лучшее. Что случилось со мной на «Усадьбе Джаз-2019». Джейми Каллум — прекрасен.

Jazz&World by S7 Airlines

На сцене со сложным рекламным названием Jazz&World by S7 Airlines выставляли джазовых и этнических музыкантов, как было заявлено в брошюрке. Честно говоря, не совсем понимаю, чем эта сцена отличается от «Аристократа». Tord Gustavsen Trio вполне могли бы выступить именно там:

Tord Gustavsen Trio

Пианист Торд Густавсен (норвежец) соединяет норвежские народные песни с духовными произведениями Баха, выливая это в длинные импрвизации, на которые я залипла, боясь шевельнуться и сойти с места.

Все музыканты в трио (пианист, ударник и контрабасист) чувствуют друг друга, как мне показалось, на каком-то духовном уровне. Сейчас редко, когда можно увидеть такую связь внутри коллектива.

Довольно забавно было наблюдать, как они играют, играют, переглядываются и улыбаются, а потом вдруг ударник встаёт, наливает себе чай и, сидя перед барабанной установкой, неспеша его попивает, наблюдая за уже дуэтом. Потом он взял палочки и присоединился к коллективу — гармонично так влился, будто и не исчезал из музыкального сплетения.

Каждый из них проделал подобный трюк.

Музыка, которую они играли, как замёрзшая гладь озера, под которой мелькает жизнь — хрупкая, ускользающая и негромкая. Она никуда не переносит, напротив, она будто сама откуда-то спускается и тебе ничего не остается, просто как слушать её.

Jazz Kids

Четвёртая сцена была предназначена для детей. Там, насколько я поняла, проводили не только детские концерты, но и различные игры, мастер-классы и квесты. Дети в той зоне выглядели вполне счастливыми.

Ну и как на всех подобных фестивалях на «Усадьбе» можно было перекусить, прикупить себе что-нибудь крутое, пофотографироваться и поучаствовать в розыгрышах. Но всё это традиционно отодвинулось на второй план, как фон для музыки, ради которой я и пришлю сюда. Хотя фоточек прикольных я наделала:

Усадьба Джаз
музыка

Горелая Александра

Комментарии:

Добавить комментарий