Fondation Louis Vuitton: выставка в Пушкинском музее

Fondation Louis Vuitton

Рецензия-восторг на выставку

Читая отзывы о том или ином событии,

/фильме, выставке, спектакле, концерте…/

я каждый раз прихожу к одному и тому же — надо идти. Чтобы составить своё собственное мнение.

Fondation Louis Vuitton — выставка разношёрстная и, конечно же, принимают её далеко не все. Современное искусство не однозначное и порой трудно понять, что хотел сказать автор той или иной работы. Или же он вообще ничего не имел ввиду и скрытых смыслов не прятал.

Иногда нужно просто смотреть и наслаждаться, не пытаясь уходить в глубину. Ну, или не наслаждаться.

Лично я получила огромнейшее удовольствие от Fondation Louis Vuitton, хотя далеко не всё поняла и не всё понравилось.

Четыре стороны

куда сходить в Москве выставка
Бертран Лавье “Императрица Индии II

В парижском культурном центре,

/Fondation Louis Vuitton/

расположенном в Булонском лесу, выставлено около 300 работ. В Москву привезли 65. Самая оптимальная цифра. И значительное количество и, одновременно, достаточное для восприятия. Гуляя среди экспонатов, ты не успеваешь сильно устать и легко набрасываешь в голове общую картину искусства в период с 1947 по 2018 года.

Вся коллекция фонда условно поделена на 4 больших линии:

созерцательную,
экспрессивную,
поп,
музыкально-звуковую.

Созерцательное искусство

Собственно, название направления говорит само за себя. Искусство для спокойного созерцания, отдых для глаз. В эту категорию Сюзанн Паже

/арт-директор Fondation Louis Vuitton и главный куратор выставки/

относит работы, например, Дэна Флавина, Таситы Дин, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке и Кристиана Болтански.

Герхард Рихтер

Из всех вышеперечисленных художников наибольший отклик вызвал

/у меня/

Герхард Рихтер с «Морковью», «Гудруной» и диптихом «Сирень».

Рихтер работает кистями, шпателями, щётками, создавая удивительные сочетания цветов, которые приковывают к себе внимание сразу же, как только ты видишь эти картины.

Я бы Рихтера отнесла больше к экспрессивному искусству нежели к созерцательности — очень уж краски буйные и мазки эмоциональные:

выставка в музее
Герхард Рихтер “Гудруна”

Зигмар Польке

Вот Зигмар Польке — это 100% созерцательность. Размытые контуры, мягкие перетекания цветов друг в друга, теплота, абстрактные образы:

Fondation Louis Vuitton выставка
Зигмар Польке “Ночной колпак I”

Польке часто применял в своих работах красители, которые уже никто не использует — аурипигмент,

/сульфид мышьяка так-то!/

индиго, ляпис-лазурь… При этом он комбинировал их с лаками, смолами, спиртом и металлом.

Дэн Флавин и Тасита Дин

Дэн Флавин и Тасита Дин не оставили какого-то впечатления. Такое уж оно это искусство —

/особенно современное/

субъективное.

У Флавина была выставлена работа «Без названия» — зелёная лампа, привинченная к стене вертикально. Комната и пространство вокруг окрашиваются в дрожаще-зеленоватый оттенок — один из классических приёмов в фильмах ужасов:

выставка художников современности
Дэн Флавин “Без названия”

Тасита Дин представила работы в технике сухой иглы

/когда изображение процарапывается твёрдой иглой на твёрдой поверхности/

Впрочем, её «Молнии I-VII» выглядят вполне натуралистичными:

выставка FLV в музее
Тасита Дин одна из серии картин “Молнии I-VII”

Экспрессивное искусство

Я люблю экспрессивное искусство — оно никогда равнодушным не оставляет. Это всегда буря эмоций и волнений. В коллекции Fondation Louis Vuitton — это работы Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Аннет Мессаже, Иза Генцкена, Марка Брэдфорда, Вольфганга и других.

Все они, так или иначе, затрагивают вопросы жизни, смерти, одиночества и любви. Ну, вы поняли, да? Все наши самые любимые темы и вопросы, на которые мы всю жизнь ищем ответы одни или с друзьями.

Обо всех художниках этой линии я рассказывать не буду. Только о тех, кто особенно запомнился.

Марк Брэдфорд

Мой фаворит всей выставки. Его работы — это что-то крышесносящее.

Что он делает?

Он берёт афиши, газеты, старые комиксы, склеивает их в несколько слоёв и деформирует поверхности при помощи проволоки и верёвок.

Выглядит нереально круто как издали, так и вблизи. Особенно вблизи:

Ив Кляйн

На выставке всего одна работа Кляйна из серии «Антропометрия», зато в его фирменном цвете, который он запатентовал в 1956 году под названием IKB (International Klein Blue) — насыщенно-синий, ультрамариновый, глубокий и свободный. Невероятный какой-то цвет:

выставка
Ив Кляйн из серии «Антропометрия»,

Кстати, картины из этой серии создавались без традиционных кистей. Их роль взяли на себя обнажённые модели, которые наносили на себя краску и прижимались к белым полотнам.

Альберто Джакометти

График и скульптор, создающий странные и даже пугающие скульптуры людей — длинные, чёрные и ребристые.

В зале музея его работы смотрятся ещё более жутко, отбрасывая вокруг себя изгибающиеся тени.

Его люди глубоко-одинокие и это чувство холодом распространяется вокруг них. Одиночество ощущаешь почти физически:

Первое, что видишь, когда входишь на выставку — это «Большая женщина II» Джакометти:

выставка
Альберто Джакометти “Большая женщина II”

Маурицио Каттелан

Наверное, все уже, кто интересовался выставкой, наслышаны о висящем под потолком чучеле лошади в натуральную величину. Так вот это Маурицио Каттелан. Он назвал инсталляцию «Баллада о Троцком», как иллюстрацию своих мыслей о русской революции и крушении её идеалов. Мне, честно говоря, не понятна связь:

выставка современного искусства
Маурицио Каттелан “Баллада о Троцком”

И ещё две его инсталляции, выглядящие не менее эффектно. Это Spermini, представляющая 150 масок самого Каттелана, среди которых нет ни одной повторяющейся, и «Чарли не сёрфят», изображающая сидящего за столом мальчика с прибитыми карандашами ладонями к столешнице:

выставка в музее Пушкина
Маурицио Каттелан “Чарли не сёрфят”
выставка Fondation Louis Vuitton
Маурицио Каттелан Spermini

Аннет Мессаже

Ещё одна интересная художница. В своих инсталляциях она касается гендерных вопросов.

Комната с её работами помечена знаком 18+. И когда заходишь внутрь, понимаешь почему. Всё в чёрных тонах, кровавые маски, бесстыдно раскинутые ноги кукол, металлические БДСМ-корсеты и откровенные фотографии самой художницы, сделанные во время её медового месяца:

Пугающая комната, оставляющая после её посещения чувство неловкости.

Поп-линия

Поп-искусство — это история о том, как современность и самые обыденные предметы могут стать предметами искусства. Конечно же, это Энди Уорхолл, Жан-Мишель Баския, Андреас Гурски и Бертарн Лавье.

Энди Уорхолл

Энди Уорхоллу отведена отдельная комната, где выставлены его автопортреты — 1963, 1964, 1967 и 1986 годов. Последний он написал за год до своей смерти:

современное искусство Fondation Louis Vuitton
Энди Уорхолл автопортреты в разных образах, 1963 год

Кто не знает Энди Уорхолла? Этого странного, беловолосого чудака, с которого и началось всё «поп»? Его работы стоят бешеных денег, а портреты Мерлин Монро и шелкография с банкой супа Campbell известны по всему миру.

Есть в его работах что-то такое, что заставляет пристально в них вглядываться и любить его:

Жан-Мишель Баския

Работы Баския, как и Энди Уорхолла, гипнотичны. Их надо разглядывать долго и пристально, разыскивая отсылки к древним мирам, Библии, современности.

Баския — это взрыв красок, подробностей и неслучайностей.

Он прожил всего 27 лет, но за это время успел снискать славу мощнейшего современного художника, который сталкивает зрителя лоб в лоб с проблемами социального неравенства и расизма, подружиться с Энди Уорхоллом и поработать вместе с ним, создать рок-группу и закрутить роман с Мадонной.

Fondation Louis Vuitton
Жан-Мишель Баския

Музыкально-звуковое искусство

Тут всё предельно ясно. На Московской выставке — это три большие инсталляции.

Фильм о поисках пингвина-альбиноса, поле с японскими колокольчиками, которые дрожат на ветру 24 часа нон-стоп и комната с метрономами от Марины Абрамович:

Марина Абрамович выставка Fondation Louis Vuitton
Марина Абрамович инсталляция с метрономами

По её задумке нужно сесть в шезлонг напротив метронома, мерно отстукивающего медленный ритм, и медитировать 45 минут. Дескать, именно столько времени нужно, чтобы наладить контакт с космической энергией.

Не знаю, как насчёт 45 минут — мне на налаживание контактов с космосом обычно хватает минут 5, и я уже сплю.

Пространство выставки

Выставка расположилась в здании Галереи искусства стран Европы и Азии XIX-XX веков и занимает все этажи и почт все залы. Основные работы расположены на первых этажах и даже лестничном пролёте (например, лошадь Каттелана), а на последнем этаже можно увидеть историю основного здания Fondation, которое построено в Булонском лесу. Здесь представлены макеты, видео, рисунки и эскизы здания, а также автографы Фрэнка Гери, который и был главным архитектором музея современного искусства.

Информация:

Выставка открыта до 29 сентября
С 11.00 до 21.00
18+
Цена билета — 500 рублей в будни.

СОВЕТ: и в будний день, и в выходной советую идти на выставку с утра. Нет очереди в кассы и практически нет людей в залах. В полупустоте выставку смотреть гораздо приятнее. Народ начинает стекаться в музей после полудня.

Горелая Александра

Комментарии:

Добавить комментарий