Индустриальная кантата

Антропоценфония

Рецензия-песня на спектакль «Антропоценфония. Песни машин и механизмов» Петра Айду

Что такое «Антропоценфония»?

Трудно сказать.

Назвать то, что я увидела на сцене «Школы драматического искусства» спектаклем нельзя. Там нет сюжета и действия. Актёры и музыканты передвигаются по сцене, но только в рамках необходимости, чтобы, к примеру, использовать другой инструмент.

Концерт? Но на сцене нет музыкальных инструментов. В привычном понимании этого слова. Нет мелодии, проходящей через всё произведение. Это, скорее, ритм и динамика — и в этом красота «Антропоценфонии».

Пётр Айду, создатель проекта, в одном из интервью называет «Антропоценфонию» кантатой. От латинского contare означает «петь», а в классическом значении кантата — это вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Солисты в «Антропоценфонии» — есть.

Хор — есть (смешанный ad libitum).

Оркестр — есть. Правда, играют музыканты на инструментах-самоделках, созданных специально для «Антропоценфонии». Звуки извлекаются из дощечек, детской ванночки с насыпанной туда дробью, натянутых треугольниками листов фольги, насосов или поворачивающихся ламп.

спектакль

Вторая часть названия проекта — «Песни машин и механизмов». И это действительно так и есть. До Айду различные механизмы ты воспринимаешь как самые обычные механизмы, которые делают сложную работу. А после — это уже организмы, которые не лишены эстетики. Даже само сочетание слов «Песни машин и механизмов» звучит красиво и с налётом лёгкой романтичности.

Свою индустриальную кантату Пётр Айду задумал ещё во время работы над предыдущим проектом — «Звуковые ландшафты»

/в 2016 году композитор и режиссёр получил за него «Золотую маску»/

Когда он работал над второй частью «Ландшафтов» — индустриальной, Айду попал в Первоуральск, в город-завод. И сразу проникся звуками, которые его окружили. Говорят, он объездил весь Урал и поисках интересных машинных песен. Собрал и записал 300 (!) разных фрагментов, из которых в итоге получилось 12 частей «Антропоценфонии».

Каждая часть названа именем машины или цеха, звуки которых и воспроизводятся на сцене. Есть здесь и радиально-ковочная машина, и лесная биржа, и мельница зерноочистки, и цех тонкой обработки и много чего другого.

Ты реально будто попадаешь в цех огромного завода с работающими машинами и механизмами. И, что самое удивительное, через некоторое время начинаешь слышать не просто грохот, а действительно музыку — с чётким, мерным ритмом, с crescendo и diminuendo, с tutti и тихим шелестом самого тихого piano.

спектакль

Все музыканты и артисты хора, которые в «Антропоценфонии» не поют, а выступают как части своеобразных музыкальных инструментов, одеты в чёрное. Чтобы не отвлекать внимание зрителя/слушателя от главного — от музыки индустриализма, которая завораживает пульсирующей жизнью.

«Антропоценфония» длится час — целый час бесперебойного ритма и движения.

А самая кульминация наступает в тот момент, когда весь ритм, движение, грохот, к которым ты уже даже привыкаешь, вдруг резко обрываются. Артисты замирают и как-то незаметно исчезают, медленно гаснет свет, последний аккорд ещё дрожит, путаясь где-то под потолком и в зале наступает полнейшая тишина. Абсолютная. Звенящая. Натянутая. Кажется, протяни руку и до неё можно будет дотронуться и завернуться в неё как в одеяло. И вот это ощущение — самый настоящий катарсис, который просто необходимо пережить и прочувствовать каждому из нас.

Информация о спектакле:

Что?

«Антропоценфония. Песни машин и механизмов»

Кто?

Петр Айду

Где?

«Школа драматического искусства»
м. «Сухаревская», ул. Сретенка, 19

Фото с официального сайта театра. Автор — Наталия Чебан.

Горелая Александра

Комментарии:

Добавить комментарий