Рецензия-раскопка на спектакль «Вий» Андрея Ермохина. «Театриум на Серпуховке»
Когда знаешь литературное произведение от и до и видел очень много его интерпретаций на сцене и в кино, и хочешь видеть ещё больше — это что-то да значит. Как минимум любовь. У каждого есть такое и у каждого оно своё. У меня — «Вий» Гоголя. Я уже счёт потеряла, сколько раз удивлялась
/огорчалась
недоумевала
восхищалась/
тому, как самые разные режиссёры трактуют повесть любимого Николая Васильевича. Потому побывать на «Вие» Андрея Ермохина в «Театриуме на Серпуховке» было интересно.
Премьера спектакля состоялась ещё в 2017 году, однако я добралась до него только сейчас. За это время он отлежался, оформился и оброс атмосферой.
На театральной афише указано, что «Вий» — это фантасмагория по мотивам повести Н. В. Гоголя. Обычно это значит, что от оригинального текста мало что остаётся. Однако ермохинский «Вий» — это одновременно и очень близкая к повести инсценировка и в то же время далёкая, наполненная актуальными на сегодняшний день акцентами.
Все основные герои — наши давние знакомцы: Хома Брут (Даниил Исламов), панночка (Мария Павлова и Юлия Юнушева), её отец (Владимир Антипов) и другие.
Основные события протекают также, как и в книге.

Бурсак Хома Брут вместе со своими соучениками останавливается переночевать на хуторе, хозяйка которого оказывается ведьмой. Мистический конфликт старухи и Хомы приводит к смерти первой. Но, как известно, ведьмы просто так не умирают. Обратившись молодой панночкой, она просит отца, чтобы только Хома Брут читал над ней молитвы в церкви. Тот не хочет, но деваться некуда. Три ночи он остаётся с ведьмой, жаждущей мести, наедине. Три ночи она насылает на него ужасы и кошмары. Три ночи испытывает его веру в Бога и в себя самого. И, в конце концов, берёт над ним верх.
Можно много говорить о том, что хотел сказать Гоголь, когда писал «Вия»
/даже если он ничего не хотел говорить, а просто писал/
но речь не о повести, а о спектакле.
При бережном обращении с текстом, Андрей Ермохин интерпретировал повесть по-своему интересно. Например, убрал место действия — украинский хутор. У него это просто условная деревня/поселение/село — акцент на то, что подобная история может произойти абсолютно, где угодно и с кем угодно. И когда угодно. Хоть тогда, хоть сейчас.
Вий у Ермохина не кто иной, как сам пан — это становится понятно сразу, как только его видишь — слепого и будто что-то замышляющего. Вообще появилось ощущение, что история, которую провернули с Хомой пан и его дочка-ведьма, для них обычное дело и делают они это не в первый раз. И не в последний. Будто они заранее всё спланировали и заманили бурсака в ловушку. Если у Гоголя все жители деревни знали про панночку и боялись её, у Ермохина все деревня — упыри, которые заодно друг с другом.
В повести Хома чертит круг, чтобы защититься от сил зла, в спектакле, кажется, наоборот, чтобы не выпустить. При этом сам он тоже находится внутри круга, где борется с ведьмой. Здесь прямо-таки напрашивается аллегория и ведьма предстаёт перед нами не столько физическим персонажем, сколько внутренним демоном самого Хомы.
«Вий» — спектакль не о сюжете. В конце концов, события повести, написанной больше 180 лет назад
/1833 год/
удивить неожиданной концовкой уже не могут — она читана-перечитана. Но смотреть её воплощения каждый раз необычно. Особенно на сцене.

В «Театриуме» пошли по пути звука и визуализации, которые достаточно минимизированы, но бьют точно в цель.
Центральное место силы — вращающаяся сцена коловрат
/автор конструкции — Ирина Лившиц/
На ней и происходит почти всё действие спектакля. Сцена постоянно меняет направление, создавая ощущение непрекращающегося движения и добавляет действиям агрессивно-хоррорской динамики. Вообще удивительно, как с помощью настолько минимальных и простых спецэффектов постановщикам и актёрам удалось нагнать саспенса похлеще, чем в кино. Чего стоит только сцена с руками —
/вторая ночь Хомы/
кончики пальцев от жути холодеют, когда смотришь.
Музыкально-звуковое сопровождение усиливает внутреннее напряжение и ожидание развязки, несмотря на то, что ты прекрасно знаешь, чем и как всё закончится. Звуки старой, поскрипывающей деревянными стенами церкви, оживающей по ночам, заставляют с опаской оглядываться по сторонам. Потому что звук идёт будто бы отовсюду, создавая иллюзию того, что ты находишься прямо там, внутри, вместе с Хомой.
Информация:
Что?
Спектакль «Вий», Новая сцена
Кто?
Режиссёр Андрей Ермохин
Где?
«Театриум на Серпуховке»
Метро «Серпуховская», ул. Павловская, 6
Когда?
26 февраля
11 марта
22 апреля
29 мая
Сколько?
От 1500 рублей

Фото с сайта театра