«Луна-парк»: охота начинается

Рецензия-тревожность на книгу Ричарда Лаймона «Луна-парк»

Бывают такие книги, которые читаешь и тебе тревожно. С каждой строчкой напряжение растёт, и ты постоянно в ожидании, что вот-вот что-то произойдёт. Это настолько выматывающе, что, когда наконец происходит кульминация — разрядки не наступает. И ты закрываешь книгу с ещё большей тревогой, чем открывал.

Не знаю как для кого, а для меня это признак того, что книга удалась и так или иначе выполнила свою задачу — заставила пережить эмоцию. При этом она может быть сюжетно не простроена, с идиотскими персонажами или даже быть плохо написанной. Но, конечно, лучше бы нет.

Не так давно открыла для себя как раз такого тревожного и, слава Богу, умеющего писать автора — Ричарда Лаймона. Его «Луна-парк» поселил гнетущий и приторный душок страха где-то глубоко во мне с самой первой строчки.

Поклонники автора и книгоманы-любители «Луна-парк» ругают, говорят, что другие его книги на порядок лучше. Но есть и хуже. Ничего не могу сказать,

/«Луна-парк» — единственная книга Лаймона, которую я пока прочитала/

кроме того, что мне книга понравилась. Не считая финала, который оставил непонятное впечатление — недоумение, подёргивающуюся бровь и кучу вопросов, главный из которых: «Зачем?»

Война на променаде

Маленький курортный городок Болета-Бэй, раскинувшийся на берегу океана, славится своим парком аттракционов в местечке Фанленд и длинным деревянным променадом. Днём это приятное место, наполненное счастливыми туристами, солнцем и беззаботностью. А вот по вечерам на променад выползают приставучие тролли — множество бездомных, которые днём прячутся под ним.

В городе периодически таинственно исчезают люди, и местные подозревают, что это дело рук троллей. Но ничего не предпринимают, а полиция без доказательств ничего сделать не может.

И тогда на «тропу войны» выходит группа подростков, которая называет себя троллерами или охотниками на троллей. Их цель — заставить уйти бездомных из города. Поначалу они просто пугают их, вылавливая по одному, избивая и оставляя беспомощными, привязанными и голыми по всему Фанленду.

«Первое убийство лишь вопрос времени», — считает местная журналистка. Самое страшное то, что взрослые поддерживают охоту на троллей и как бы перекладывают ответственность за происходящее с себя на неуравновешенные плечи подростков, жестоких только потому, что они не до конца понимают, что творят и не думают о последствиях в силу своего возраста.

Сюжет книги разворачивается очень неторопливо. Лаймон долго знакомит нас со своими героями, которых для одного небольшого романа, слишком много. Поначалу всех их запомнить трудновато, но постепенно к ним притираешься. При этом определить, кто из них главный не представляется возможным. Все так или иначе связаны между собой и двигают сюжет, время от времени пересекаясь друг с другом. Всё, как в маленьких городках.

Таня и компания

Банду троллей-подростков возглавляет Таня — идеальная девица во всех отношениях. Красивая, умная, богатая, стройная, работает береговым спасателем на пляже — мечта всех парней. Под её очарование попадает Джереми Уэйн, подросток, недавно переехавший в Болета-Бэй и отчаянно жаждущий найти новых друзей. Нетрудно догадаться, чем он начинает заниматься. Он настолько пленён Таней, что готов делать ради неё всё, что угодно. И она, в итоге, вертит парнем

/и не только Джереми, но и остальными членами банды/

как хочет. Сама же Таня оказывается не так проста, какой кажется на первый взгляд. В ней притаилась бездна отчаяния и нечеловеческой жестокости. Этому есть причины, которые потихонечку раскрываются, однако это не оправдание смертям. 

В отношениях подростков Лаймон по верхушкам затронул важную, в общем-то, тему — влияние социального общества на отдельного человека.

Джереми, желая влиться в компанию ребят, мечтая стать своим среди них и завоевать любовь девушки мечты, совершает множество противоречивых и необдуманных поступков. Наверняка, он не сделал бы много из того, что сделал, если бы не встретился с Таней. Кто-то, возможно, его пожалеет, скажет, что его заставили делать то, что он не хотел.

Но он хотел. Именно, что хотел. Ни единого проблеска сожаления в нём не мелькнуло за свои действия. Меня он всю книгу раздражал — ведомая тряпка, куда ветер подул, туда и он нос повернул, забыв, что только что делал и говорил совершенно противоположное. Из таких получаются прекрасные предатели — люди без собственных мыслей, без целей и без желаний. Я так и не смогла его принять и поймала себя на мысли

/плохой мысли/

что даже хочу, чтобы с ним случилось что-то плохое.  

Девушка с банджо

Робин и Нейт — ещё одна интересная парочка персонажей. Нейт — троллер. Робин — технически тролль. Пару лет назад она сбежала из дома и путешествует по стране в поисках лучшей жизни, зарабатывая на еду тем, что поёт и играет на банджо. Ночует же она по большей части на улице, в спальнике.

Судьба приводит её в Болета-Бэй, где она встречает Нейта. Между ними вспыхивает любовь со всеми вытекающими. А учитывая, что парень встречался с Таней, то их чувства становятся опасными для них обоих. Особенно для Робин. Они — ещё одна тревожная ниточка: за девушку действительно переживаешь. Даже думать не хочется, что Таня способна с ней сделать. И чем больше продвигаешься по сюжету книги, узнавая персонажей, тем становится страшнее. Забегая вперёд, скажу — Таня превзошла все мои ожидания. Я до последнего не думала, что она настолько жестока.

Влюблённые полицейские

Третья линия романа — это полицейские Джоан и Дейв. Они напарники и каждый день патрулируют променад. У каждого свои отношения, но химия между ними двумя, в конце концов, делает своё дело, и они становятся парой.

За развитием их отношений интересно наблюдать. Но на протяжении всей книги не оставляет ощущение, что они — это двое подростков. Взрослая роль — оберегать, направлять, помогать, подсказывать, видеть невидимое — будто бы извлечена из романа. Вокруг одни подростки, но на подростков не похожие.

Жестокость, бездушность и эгоистичность в книге зашкаливают. Здесь каждый озабочен только собой, своими эмоциями и желаниями, которые они маскируют под заботу о других. Но так или иначе любой из героев действует только ради себя любимого. Впрочем, в реальной жизни разве не так по большей части? Просто в «Луна-парке» это показано в преувеличенном свете. В очень преувеличенном. Оттого так и тревожно.

Из этого вытекает ещё одна особенность книги — в ней нет положительных героев. Их, конечно, можно условно поделить на категории «Плюс» и «Минус», но, по сути, каждый из них всё равно с гнильцой. Абсолютно все из них периодически творят какую-то дичь, от которой волосы шевелятся.

Логово монстров

Есть в книге ещё один персонаж — Джаспер Дани, владелец фанлендского дома-музея с разными диковинными вещами. На протяжении книги он мелькнул пару раз, но кульминация «Луна-парка» внезапно связана с ним, при этом так, что челюсть отваливается до пола.

У меня не проходит ощущение, что книгу писали два разных человека. Первая часть — это неторопливое повествование, где практически ничего не происходит и с намёком на психологическую драму. Финал же — это лютый трэш с реками крови, кишками, сыплющимися с потолка и разорванными промежностями. И я сейчас даже не приукрашаю — это всё действительно в книге есть. А ещё огромные пауки

/да здравствует арахнофобия/

сумасшедшие, похотливые и очень жестокие тролли, обнажёнка, цирк уродов и много чего ещё. Какой бы чёрный из всего этого мог бы получиться фильм для любителей «мясца». Может, когда-нибудь и снимут: очень уж кинематографичная книга

/или фантазия читающего?/

Наступивший медовый хэппи энд после такого мощного рубилова, сносит мозги напрочь и книгу хочется отшвырнуть, настолько всё кажется приторным и наигранным.

Однако нет. Последний штришок прямо-таки радует. Лаймон не забыл ни про одного своего персонажа, прописав конец для каждого.

Горелая Александра

Комментарии:

Добавить комментарий