«На бойком месте»: красный спектакль

Рецензия-искра на спектакль «На бойком месте» в театре Терезы Дуровой

На бойком месте

Театр Терезы Дуровой, что уютно расположился на «Серпуховской» станции метро, завершил театральный сезон 2021 года «красной» премьерой — спектаклем «На бойком месте» в постановке Ирины Пахомовой.

Тем приятнее мне было 27 мая на этот спектакль сходить и зарядиться его огненной энергией.

Я неслучайно назвала постановку «красной» и именно в кавычках.

Красный — основной цвет спектакля. Ленточка в косе Аннушки (Дарья Лукьянченко), платья и костюмы героев, элементы декораций, афиши и программки. Это раз.

Красный традиционно ассоциируется со страстью и любовью. Этот цвет будто подчёркивает эмоции и чувства персонажей, которые бурлят в их сердцах. Это два.

Красный — это ещё и красивый, яркий, светлый. Помните исконно русские выражения и пословицы? «Красна девица» = красивая девушка, «красный уголок в избе» = место, куда ставились иконы, «долг платежом красен» = долги хороши возвращением. Спектакль полностью это значение отражает. Он действительно красивый и светлый. Это три.

На бойком месте

«На бойком месте» поставлен по пьесе Александра Николаевича Островского. В какой-то степени, это спектакль о ворах, как сказала Ирина Пахомова, «если ты вор, будь готов, что и у тебя когда-нибудь что-то украдут». И здесь крадут — деньги, сердца, порядочность.

Середина XIX века, постоялый двор, куда хозяин Вукол Бессудный (Пётр Королёв) заманивает с помощью ямщика постояльцев, опаивает и обворовывает. На бойком месте до беспамятства кутит богатый купеческий сын Петя Непутёвый (Евгений Мишечкин), лаской одаривает жена хозяина Евгения Мироновна (Наталья Самсонова), страдает от неразделённой любви Аннушка, сестра хозяина, не может разобраться в себе Павлин Ипполитович Миловидов (Павел Повалихин). И всё это — дерзко, азартно и бесстрашно. Будто распахнулась русская душа перед тобой во всю свою ширину и вывернулась наизнанку.

Перед тем, как пойти на спектакль, я перечитала пьесу Островского. И, сказать по правде, была немного в опасении. Пьеса написана в 1865 году и наполнена тогдашним языковым колоритом, который сегодня не всегда понятен, хлёсткими словечками и фразочками, иногда сложными для восприятия.

«В Покровском рублёв на сто поболе начудили», «Да, кажись, народ-то такой, что пущать не стоит», «Начали они меня усовещивать, невест разных подставлять, чтоб разбить, баб на воду шептать заставляли да меня спрыскивали».

Интересно мне было, как на сцене всё это обыграется. И каково же было моё удивление, когда я услышала, что осовременивать ничего не стали. Разговаривали, как по писанному. И до чего же живо звучали слог, диалоги и монологи. Шутки Островского понятные и смешные, они такие же яркие и бьющие прямо в цель и сейчас.

На бойком месте

Можно сказать, что спектакль — танцевально-музыкальный. В постановке много пластики (хореограф Артур Ощепков), музыки и песен (музыкальный руководитель Инна Желанная). При этом — полная стилизация под народность и русскость. И в том же время явственно ощущается некая язычность. Закрой глаза и увидишь, как красны девицы водят хороводы, восхваляя древних богов, или как мужики распевают густым бархатом, сидя на завалинке и подперев хмельные щёки руками. Центральной песней стала «Душа» Аннушки — щемящая, искренняя тема, льющаяся из самого нутра страдающей девушки, не понимающей, за что так жестоко и несправедливо с ней обошлись.

Актёры исполняли песни вживую и здесь остаётся только порадоваться уровню их вокальной подготовки. Сильные голоса, настоящие эмоции, неприкрытая душевность — от этого невольно мурашки по всему телу.

Понравился ход с переодеванием героев. За спектакль они делали это несколько раз. И не просто так. Каждого гостя хозяин бойкого места с семьёй встречал по-разному. Кого-то в ярких броских нарядах, кого-то во фраках и строгости, кого-то в исподнем. Этим подчёркивается не только двуличность персонажей. Здесь и стремление угодить, и подстроиться, и усыпить бдительность. А декорации в виде двусторонних крутящихся и двигающихся ширм (художник-сценограф Мария Рыбасова) не только героям в этом помогали, но и подчёркивали их характеры. По тому, как персонажи переодевались, взаимодействуя с ширмами, а делали они это прямо на сцене, сразу видно, кто они и что из себя представляют. Расчётливый, холодный и жёсткий Вукол Бессудный, плутоватый жулик Жук (Павел Никитченко), знающая себе цену и любвеобильная Евгения Мироновна и, наконец, Аннушка — чистая, скромная и порядочная. Крохотный «луч света в тёмном царстве».

Как часто нам кажется, что жизнь стала серой и однообразной? Что нам не хватает яркости, веселья и чуточку безрассудства? Спектакль «На бойком месте» — это как раз то, чего так не хватает. Это лёгкость, искрящийся смех и счастливый конец, который вдыхает в тебя надежду и радость.     

Информация


Что: спектакль «На бойком месте» по пьесе А. Н. Островского
Режиссёр: Ирина Пахомова
Где:
 театр Терезы Дуровой.
Адрес: метро «Серпуховская»/«Тульская», ул. Павловская, д.6
Когда: 3 июня, 19.00 в Малом зале
Сколько: от 600 до 1500 рублей.

Горелая Александра

Добавить комментарий