ArtStory: «Лёня Пурыгин. Художник из Нары. Гениальный»

Рецензия-фантазия на выставку «Леонид Пурыгин. Любовь и я»

выставка

В галерее ArtStory 15 июня открылась выставка «русского Босха», как его окрестили поклонники, — художника Леонида Пурыгина. Если бы в 1995 году он не умер от сердечного приступа, который всегда случается внезапно, то сейчас ему было бы 70 лет. Художник ушёл на самом пике своей популярности и оставил после себя целый мир, наполненный странными, порой гомерически смешными, а порой пугающими эротизированными существами.

В галерее ArtStory четыре небольших зала и когда перетекаешь из одного в другой, следуя за работами Пурыгина, то невольно ужасаешься тому, что же творилось у человека в голове и как он со всем этим жил. Впрочем, суицидальные попытки и регулярные залёты в психиатрические лечебницы говорят, что он со своими образами и музами не всегда находил общий язык:

artstory

Пурыгина относят к художникам, которые работали в направлении ар-брют. С французского это переводится, как «грубое искусство», а сам термин, красивый и музыкальный, слетел с языка французского художника Жана Дюбюффе в 1945 году, да так в ходу и остался. Ар-брютом он назвал свою коллекцию картин, написанную душевнобольными людьми и детьми. Он всегда говорил, что такое искусство — самое искреннее, потому что лишено всяческих границ, шаблонов, стереотипов и привязок к культурному контексту эпохи. Здесь нет границ между фантастическим и реалистическим, Добро — светлое и красивое, а Зло — уродливое, краски и цвета — чистые, а линии — прямые и по-детски чёткие. Кто-то может сказать, что это слишком прямолинейно и просто. Да, и художников, работающих в этом направлении, называют примитивистами.

Пипы

От некоторых работ, выставленных на выставке, мурашки по коже. Например, от «Голубой Пипы».

В центре картины на холодном сине-голубом фоне непонятное существо — то ли человекобабочка, то ли человекослон с членохоботом, то ли ещё кто-то с призрачным выменем. Оно жуткое и слегка безумное, судя по сосредоточенно-напряжённому взгляду. А его живот расцветает человеческими профилями и цветами. Но самое пугающее во всём этом — проступающие в теле Пипы глаза. Поначалу их не замечаешь, просто чувствуешь, что что-то не так. Но когда они, наконец, проступают достаточно, чтобы быть увиденными, то ты действительно пугаешься:

Пурыгин

Синий цвет фона, глубокий и красивый, создаёт ощущение мистической отстранённости. Глядя на «Голубую Пипу», понимаешь, что она не могла быть создана в нашей реальности. Но и в её существовании не сомневаешься ни минуты.

Каждая картина Пурыгина вызывает внутри что-то подобное и расшевеливает заснувшие эмоции. К некоторым работам художник даёт пространные пояснения. С одной стороны, это, а также сама манера письма и даже почерк, отсылает к лубочной живописи с её грубоватой простотой и яркими красками. С другой, надписи Пурыгина могут не разъяснить то, что изображено на картине, а натолкнуть на мысли, о которых не хочется думать. Как, например, с картиной «Пипа»:

Пурыгин

Обнажённая

Иногда из Пурыгина вдруг прорывается романтичность в описании и женщина с картины «Обнажённая», лицом напоминающая Петра Великого, становится чем-то гораздо большим, чем просто обнажённая женщина с лицом Петра Великого.

«Я был львом.
Я влюбился в девушку,
которую никогда не видел.
Я любил ее страстно и
безнадежно, что знал,
что никогда не увижу ее,
но любовь эта помогала мне
жить.
Я был счастлив.
Я ходил по своему острову,
смотрел на воду и искал ее.
Я радовался земле, птицам,
небу.
Небо по утрам всегда
улыбалось мне, и мы
друг другу говорили:
«Здравствуйте.»
Но любовь к девушке,
которую я никогда не видел,
сжигала меня. Я чувствовал,
что у меня уже не хватает сил
жить без нее.
и по ночам я звал ее, но она
не отзывалась. И это было
мучительно.
Настал день, когда я понял,
что должен сгореть.
И воспламенился я, и любовь
моя возгоралась все сильнее,
сжигая мое тело и душу.
И в этот страшный и
красивый миг я увидел ее —
девушку, которую никогда
не видел. Она сгорала
вместе со мной, потому что
была моей любовью.
Спасибо тебе, моя любовь,
ты все-таки пришла.
Что это было: счастье или
самосожжение?»

Пурыгин

Орфография и пунктуация из этого отрывка сохранена авторская. В этом была ещё одна фишка Пурыгина. Он писал нарочито с ошибками, чтобы «быть ближе и понятнее простому люду». Вполне соответствует образу того, кто бросил школу в 14 лет и больше нигде не учился, не считая занятий в художественном кружке при Наро-Фоминском Доме Культуры.

Иконы внутреннего мира

Леонид Пурыгин жил в своём собственном мире настолько глубоко, что с помощью картин втянул его в нашу реальность. Если внимательно всматриваться в его работы, то практически на каждой из них есть «Лёня Пурыгин. Художник из Нары. Гениальный» — так он подписывался.

На своих полотнах он Бог, центр Вселенной, творец с чьей лёгкой руки с помощью кисти и палитры рождаются фантасмагоричные детально-прорисованные уродцы, каждого из которых можно бесконечно долго разглядывать. Мир Пурыгина, страшный ли, смешной ли, непонятный и копошащийся, но определённо затягивающий и интересный:

выставка

Неудивительно, что картины Пурыгина сравнивают с русскими иконами — по форме, по расположению фигур в пространстве, даже по штрихам сюжета и, конечно же, из-за складней — картин на нескольких подвижных створках, складывающихся в домик. Такую форму на Руси имели переносные иконостасы:

artstory

Под конец жизни, уже живя в Америке, куда Пурыгин уехал в 1989 году, он начал писать книги — такие же странные и фантастичные, как и картины. Успел написать только 3 — «Хреновины. Минироманы», «Космическая дурочка» и «Публия». В последней он обозначил тему и глобальную цель своего творчества — это любовь и создание храма Всеобщей любви: «Всеобщая любовь — вот цель жизни моей. Отдайся ей будь достоин ее. Люби и научи любить другого — другой научит своего друга любви. Ради всеобщей любви. Во имя всеобщей любви» (орфография и пунктуация Пурыгинские).

В ArtStory отдельный зал посвящен одной из его «Хреновин» — «Про похождение меня и моих десять я по Америки и России». Черновик, читая который по чуть-чуть седеешь — ощущение, что ты читаешь тайные фантазии озабоченного школьника — это ещё мягко сказано. Нынче в интернете такое любят и возводят на пьедестал:

Пурыгин

Понятие «любовь» у всех разное и не каждый бы захотел войти в храм любви, построенный Лёней Пурыгиным. Художником из Нары. Гениальным.    

Информация:

Выставка «Леонид Пурыгин. Любовь и я»
Где: Галерея ArtStory
Адрес: станция метро «Тверская», «Маяковская», Старопименовский переулок, 14
Даты работы выставки: 15 июня — 1 августа
Время работы выставки: вторник — воскресенье с 12.00 до 20.00
Вход – 200 рублей

Горелая Александра

Комментарии:

Добавить комментарий